В частности, Вячеслав Лебедев обратил внимание судей на принудительные работы: это гуманное наказание, которое не считается лишением свободы. Его отбывают в исправительных центрах, где режим мягче.
"По состоянию на 1 апреля этого года в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации содержалось 466 тысяч 764 лица - на 10 тысяч 751 лицо меньше, чем годом ранее, - сказал Вячеслав Лебедев. - Однако в отдельных субъектах Российской Федерации численность лиц, осужденных к лишению свободы, достигает 40 процентов, а такое наказание, как принудительные работы, не назначается с аргументацией об отсутствии исправительных центров в соответствующем субъекте Российской Федерации".
Иными словами, хотя тюремное население и снижается, это не предел, и многих людей можно было бы вообще не отправлять в колонию. Заявление прозвучало на пленарном заседании Совета судей России.
"Напомню, что отсутствие исправительного центра или невозможность размещения осужденного в имеющемся исправительном центре не может служить основанием для отказа в назначении наказания в виде принудительных работ, - сказал Вячеслав Лебедев. - Напротив, законодательство Российской Федерации предоставляет возможность направить осужденного в исправительный центр, расположенный на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации".
Также председатель Верховного суда России обратил внимание на необходимость сокращать практику арестов - меры пресечения во время расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде. Далеко не всегда человек должен проводить время в СИЗО, пока решается его судьба.
"Пленум Верховного суда России обращал внимание судов на то, что в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления любой тяжести суд обязан обсудить возможность применения более мягкой меры пресечения, чем заключение под стражу, вне зависимости от стадии производства по уголовному делу", - сказал он.
Кроме того, к напомнил Вячеслав Лебедев, в 2019 году по законодательной инициативе Верховного суда России УПК дополнен положениями, исключающими продление срока содержания под стражей при неэффективной работе органов расследования. "Однако суды не в полной мере реализуют возможность избрания мер пресечения, не связанных с заключением под стражу", - подчеркнул председатель Верховного суда России.
Во многих делах возникает вопрос, почему люди, имеющие постоянное место жительства и не имеющие судимостей, содержались под стражей. Тем более, что многие из них потом получали наказания, не связанные с лишением свободы. Вячеслав Лебедев настоятельно просил судей систематически изучать и анализировать практику избрания мер пресечения, с учетом правовых позиций Верховногос суда России о более широком применении мер пресечения, не связанных с заключением под стражу.