Несмотря на то, что все подготовленные к выпуску птицы разные, истории у них схожи. Каждую из них в свое время спасли с городских территорий москвичи. Животные были переданы специалистам центра реабилитации диких животных департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы для лечения и подготовки к выпуску. Во вторник сотрудники центра выпустили птиц возле опушки лесополосы на территории орнитологического заказника в ТиНАО, здесь каждое выпущенное животное сможет найти кров и пропитание. Как говорят специалисты, место проверено десятилетиями: птицы хорошо адаптируются, кто-то здесь же остается вить гнездо, другие кочуют по окрестным лесам.
"Самый грозный из нынешнего выпуска, это ястреб-тетеревятник. Он запутался в линиях ЛЭП и повредил крыло, москвичи позвонили на горячую линию правительства Москвы и мы его забрали в центр реабилитации диких животных, - комментирует, расставляя в очередность клетки с птицами, руководитель центра Виталий Ратнер. - Год его лечили и восстанавливали. А это черный ворон, которого подобрали совсем малышом, у него были проблемы с лапами. Вылечили, но главное, что нам удалось за время ухода и восстановления - не дали этой умной птице привыкнуть к человеку. Именно поэтому ворон готов вернуться в дикую природу".
Почувствовав, что о нем говорят, ворон начал бить лапой в дверцу клетки, поглядывая на журналистов.
Три молодые совы-неясыти, прижались к стенкам клетки-переноски и закрыли глаза. Каждая из них в феврале или марте училась летать, но неудачно. Почти у каждого остались отметины от клювов или когтей ворон. К счастью, москвичи помогли животным и отбили их у городских хищников. На их восстановление, по словам Ратнера, ушло около двух месяцев.
Меньше всего в неволе провела семья огарей: мама, папа и шесть утят. "У нас шел процесс подготовки к этому выпуску птиц и тут позвонили из посольства Афганистана, попросили забрать пернатых с их территории, - рассказывает руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. - Как они попали в посольство - неизвестно, но мы провели целую дипломатическую операцию. Сложнее было отловить без ущерба для всех отца семейства. После отлова их осмотрели ветеринары, переночевав одну ночь в центре реабилитации, они снова оказываются на воле, только не на Поварской улице, а в естественной природе".
С этими словами глава столичного департамента природопользования открыл картонную коробку и оттуда, громко крича, вылетел крупный огарь. Затем выпустили самку, а потом дошла очередь до контейнера с утятами. Писклявые двухнедельные комочки на лапках сбились в кучку и попытались найти защиту сначала у ног освободителя, а затем у одного из журналистов. Видя, что малыши не спешат в водоем Кульбачевский сам аккуратно спустил каждого в воду. И скоро все семейство водоплавающих воссоединилось.
Затем на этом же водоеме выпустили крякв и нескольких холостых огарей. А на опушке леса дали волю хищникам.
Пока выпускали пернатых стало известно о новых животных, спасенных на Арбате. На этот раз у нерадивых фотографов забрали двух редких птиц. Среди спасенных оказались: степной орел, занесенный в Красную книгу России, один из самых крупных хищников среди пернатых и сова-сипуха, находящаяся на грани исчезновения и охраняющаяся конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры. По словам Кульбачевского, быстро выпустить птиц в естественную среду не удастся, так как они не являются обитателями средней полосы России.
"Но летом будет выпуск, на природу выпустим из центра реабилитации животных около 20 зайцев. Беляки и русаки уже готовы вернуться в естественную среду обитания, а вот мы пока нет. Подбираем территорию для выпуска, чтобы было очень тихо, спокойно, вдали от цивилизации. Звери эти пугливые, как бы после выпуска они к нам обратно со страху не вернулись", - заключил Кульбачевский.