Как музыкальные театры Петербурга отметят юбилей Петра Первого

Театр музыкальной комедии приступил к работе над мюзиклом, посвященном Петру Первому. Об этом сообщил на пресс-конференции "Культурные события Петербурга к юбилею Петра Великого" генеральный директор театра Юрий Шварцкопф.

Имперский мюзикл

Эскизы художника Вячеслава Окунева к мюзиклу, посвященному Петру Первому. Фото: пресс-служба Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии

Работу над мюзиклом о первом российском императоре театр начал еще года четыре назад, войдя в федеральную программу празднования 350-летнего юбилея Петра Первого, с большой интернациональной командой. Музыку писал известный американский композитор Фрэнк Уайлдхорн (в Музкомедии с успехом идут его мюзиклы "Джекилл & Хайд" и "Граф Монте-Кристо"), либретто сочинял его постоянный соавтор Джек Мерфи, с российской стороны - драматург Константин Рубинский. Российские и зарубежные постановщики были постоянно в контакте, несмотря на проблемы с получением виз, затем пришел ковид, далее - события на Украине, и зарубежные авторы приостановили работу с российским театром.

"Мы получили права на музыку и обратились за помощью к петербургскому режиссеру Юрию Александрову - он знает наш театр, и мы знаем его, - рассказал Юрий Шварцкопф. - Сложностей немало. Материал колоссальный. Многое пришлось переделывать. Музыкальный руководитель постановки Алексей Нефедов, мастер жанра мюзикла, работает над оркестровками спектакля. Огромное количество ролей, огромная массовка. Еще не было кастинга. В главной роли композитор Фрэнк Уайлдхорн хотел видеть Ивана Ожогина. Артист подтвердил свое участие, но окончательное слово - за новой постановочной командой".

Премьера запланирована на декабрь.

Юрий Александров (основатель и руководитель театра "Санктъ-Петербургъ Опера") рассказал:

- Как любой режиссер, я любознателен, а это часто двигает меня на поиски нового, интересного материала, но здесь - иной случай. Театр музкомедии я очень люблю, у меня много общих теплых страниц с ним. Помню, как мы делали "Синюю Бороду", оперетту Оффенбаха, это был сумасшедший спектакль про театр, его жизнь. Для меня важно, что Театр музыкальной комедии на подъеме, очень интересно работает в жанре мюзикла и оперетты, которые сегодня популярны, востребованы. В опере мы не балуем наших зрителей радостными финалами, и в жизни их не так много. Поэтому я как могу цепляюсь за эти жанры - мне хочется улыбки, света.

Что касается будущего спектакля, он будет рассказывать о сложном пути Петра Великого, иногда очень рискованном, иногда жестком, о становлении нашего города. Мы часто критикуем наших руководителей, но не хотим понять обстоятельств, в которых человек находился, и оценить его поступки. Не всегда его окружают люди достойные. Мне кажется, это до сих пор актуально и интересно. Я с огромным нетерпением жду этого спектакля.

У нас будут два Петра - маленький и взрослый. Задумано охватить основные вехи жизни великого человека. Есть эстафета, есть муки из-за того, что не получилось, сомнения… Будет участвовать большинство артистов театра. Это вообще мой принцип работы - труппа должна быть занята, интересно работать.

Дата великая, спектакль имперский, потребует большого финансирования. Художник Вячеслав Окунев умеет сделать спектакль красиво, достойно. Сегодня цены на все взлетели в несколько раз - на костюмы, камни, металлы, эффекты, видеоарт… Предстоит отказаться от чего-то лишнего и сосредоточиться на главном.

Комическая опера о русском царе

Спектакль Юрия Александрова "Петр I, или Невероятные приключения русского царя". Фото: пресс-служба театра "Санктъ-Петербургъ Опера"

В театре "Санктъ-Петербургъ Опера" не будет новой постановки к дате, в репертуаре уже есть опера "Петр I, или Невероятные приключения русского царя".

- История выдуманная, комическая - о том, как Екатерина и Петр разыскивают ее брата, он оказывается плотником… Скандалы, драки, смех, шутки - и хороший финал, - рассказал режиссер Юрий Александров. - Сложная судьба у этого спектакля - авторская партитура была утрачена 200 лет назад, во время пожара в оперном театре Венеции Ла Фениче в 1823 году. Когда я работал в Италии - ставил спектакли, в то же время разыскивал партитуру, и это мне удалось.

В день 300-летия Петербурга - 27 мая 2003 года - театр "Санктъ-Петербургъ Опера" представил мировую премьеру оперы "Петр Великий - царь всея Руси" итальянского композитора Гаэтано Доницетти (оригинальное название - Il falegname di Livonia, o Pietro il grande, czar delle Russie). После триумфального успеха в Театро Комунале в 1823 году состоялось всего несколько постановок "Петра" на сценах итальянских оперных театров. Впоследствии партитура Доницетти была утеряна, и в течение двухсот лет опера не исполнялась. Юрий Александров более трех лет вел в Италии поиски партитуры, которую, казалось, уже невозможно вернуть оперной сцене. Но кропотливая работа дала результаты. Сегодня шедевр Доницетти можно увидеть только в исполнении артистов театра "Санктъ-Петербургъ Опера". И главный результат - опера, считавшаяся безвозвратно утерянной, решением Итальянской академии музыки была внесена в реестр сочинений Доницетти, а Александров получил медаль "За вклад в итальянскую культуру".

Этот спектакль "Санктъ-Петербургъ Опера" сыграет 12 июня в Эрмитажном театре.

Как царь Петр любил музыку

- Петра Первого можно назвать отцом-прародителем нашей Капеллы, - сообщила генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова. - Император изменил музыкальный ландшафт России, и в этой области - музыки - был революционером. В допетровскую эпоху в стране было меньше музыкального искусства и не было концертной деятельности, которая появилась потом. Петр Первый привлек европейских музыкантов, а также перевел в Петербург Хор государевых певчих дьяков, сделал его светским, любил его, пел в нем баритональным басом, играл с певчими в бирюльки. У нас есть квест "300 шагов императора", где мы рассказываем об этом.

В 2021 году Капелла провела фестиваль "Александр Невский. Ратная история Руси", и один из концертов-спектаклей был посвящен Петру Первому, великому императору, человеку, прославившему Россию. К его 350-летию этот спектакль повторят. Будут участвовать Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением народного артиста СССР, лауреата Государственных премий Владислава Чернушенко.

Также Капелла примет участие 9 июня в городских торжествах, которые пройдут на площади около Александринского театра.

Готовится фестиваль "Музыкальное приношение Петру Первому детских хоровых коллективов России".

9 июня начнет работу выставка - в самой Капелле и ее дворах будут экспонироваться арт-объекты, созданные студентами творческих вузов. Инсталляции посвящены признанию в любви городу, основанному Петром Великим.

Недавно Капелла осуществила совместно с комитетом по развитию туризма интересный проект - "Императорский полдень". Каждое воскресенье в 12 часов дня, когда раздается выстрел пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, в парадный двор Капеллы выходят музыканты в исторических костюмах. Звучит барабанная дробь, распахивается окно царской ложи Капеллы, исполняется гимн города.