24.05.2022 15:59
    Поделиться

    Шедевр Репина вернулся в Третьяковскую галерею после реставрации

    Государственная Третьяковская галерея объявила о завершении масштабной реставрации картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван, 16 ноября 1581 года". Шедевр будет возвращен в залы постоянной экспозиции для публичного обозрения после изготовления для него специальной защитной капсулы.

    Об этом сообщила генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на пресс-конференции, в ходе которой картина Репина впервые была представлена широкой публике после инцидента. Напомним, в 2018 году вандал нанес по застекленному полотну "Иван Грозный и сын его Иван" несколько ударов металлической стойкой ограждения.

    В результате был прорван холст в трех местах в центральной части. По оценкам специалистов, удары затронули красочный слой, привели к возникновению скрытых повреждений и усугубили проблемы, связанные с изначальной "болезнью" произведения. Остро встал вопрос о максимально оперативном, но бережном восстановлении полотна.

    "Задача была не только компенсировать ущерб, нанесенный вандалом, но и вернуть произведению то великолепие, которое оценили первые зрители в 1885 году, - рассказала Зельфира Трегулова. - Каждый шаг работы сопровождался серьезнейшим обсуждением внутри музея, а также с ведущими специалистами в России и за рубежом, в том числе на международной конференции и семинарах".

    Решение стоявшей задачи требовало, в том числе, значительных материальных затрат. К счастью, в России не перевелись традиции меценатства. Например, молниеносно отреагировал на ситуацию Сбербанк, который сразу принял решение взять на себя расходы по реставрации пострадавшей от вандализма картины.

    "После произошедшего в Третьяковской галерее с картиной Репина мы решили помочь в кратчайшие сроки вернуть ценнейший экспонат посетителям музея. Мы предложили содействие в проведении быстрой и качественной реставрации картины", - сообщил сразу после инцидента журналистам через пресс-службу глава крупнейшего российского банка Герман Греф. Музею также предложили сделать самые современные средства защиты наиболее ценных картин экспозиции - например, особо прочные короба. "Нужно сделать все, чтобы избежать повторения инцидентов в будущем", - добавил тогда Греф.

    Работы проводила группа специалистов Третьяковской галереи во главе с Андреем Голубейко, начальником отдела реставрации станковой масляной живописи. В нее также входили ведущие реставраторы Екатерина Волкова и Александра Орловская, сотрудники отдела научной реставрации масляной станковой живописи XVIII – начала XX века. Как отметила Зельфира Трегулова, на протяжении четырех лет шла сложнейшая реставрация. На помощь пришел современный арсенал науки. Были разработаны современные ноу-хау, изготовлены уникальные стол-трансформер и кресло, в котором реставраторам удобно работать.

    "Эта работа была бы невозможна без поддержки Сбербанка, - говорит Трегулова. - Он был одним из первых, кто предложил нам помощь после трагедии 25 мая 2018 года. Весь комплекс исследований и техническое оснащение работ проходили благодаря масштабной поддержке Сбербанка. Конечно, это серьезный вклад в дело сохранения национального культурного наследия. Мы не только избавили картину от проблем отставания красочного слоя, но и вернули произведению его потрясающую живописность".

    Длившаяся четыре года реставрация стала уникальной для отечественной практики по объему и сложности работ. Были использованы новейшие материалы и технологии, разработан целый ряд ноу-хау, впервые успешно примененный в реставрационной области. Работу необходимо было выполнить практически ювелирно, постоянно держа в уме весь комплекс проблем, подбирая под него методы работы так, чтобы, устраняя одно затруднение, не нарушить сложнейшую структуру взаимодействия всех слоев и частей большого полотна.

    "Над реставрацией картины работал большой коллектив мастеров, их профессионализм и самоотверженность вызывают восхищение, - говорит Андрей Голубейко. - Это была трудная объемная работа, связанная, в том числе, с созданием нового оборудования - в депозитарии Третьяковской галереи была обустроена специальная реставрационная мастерская".

    Впервые в России был применен инновационный подход к утоньшению лакового покрытия, вместе с которым удалось удалить значительное количество старых реставрационных межлаковых записей и материалов. Вместе с реставрацией было проведено масштабное комплексное исследование с помощью самых передовых научных методов. Специалисты по крупинкам собирали информацию об основных характеристиках и составе художественных материалов произведения: холсте, грунте, красочном слое и лаке. Провели рентгенографию поверхности полотна и получили панорамное изображение в высоком разрешении.

    "Могу сказать, что сегодня реставрационная мастерская Третьяковской галереи вышла на новый уровень работы, - резюмирует Андрей Голубейко. - Огромная признательность тем, кто сделал эту работу возможной – с финансовой точки зрения. Помощь Сбербанка была очень существенной для нас. В реставрацию картины было вовлечено огромное количество людей: инженеров, ученых, исследователей, работающих в разных областях знаниях, экспертов и реставраторов из России и европейских стран. Спасибо всем участникам этой работы!".

    Совместные усилия позволили вернуть картине ее истинное колористическое звучание, задуманное художником. "Третьяковская галерея совершила то, о чем мечтали поколения реставраторов", - резюмирует главный хранитель Третьяковки Татьяна Городкова.

    Кстати

    Работа Ильи Репина была приобретена с передвижной выставки основателем Галереи московским купцом Павлом Третьяковым у художника в 1885 году. Произведение впервые подверглось нападению в 1913 году, что привело к необходимости провести большую реставрацию, включающую дублирование холста. В связи со сложным состоянием сохранности на протяжении 100 лет полотно не покидало стен Третьяковской галереи. Исключение было сделано лишь во время Великой Отечественной войны, когда шедевр был отправлен в эвакуацию.

    Поделиться