Такому выбору многие удивились, а репетиторы даже обиделись. Тихонько радовались мама и бабушка - обе преподают математику. Дочь пошла по их стопам. Поступила сразу на два факультета, так и не сумев выбрать между любимыми предметами. Теперь она занимается математикой с одаренными детьми, мечтая преподавать теоремы на английском.
Учителя словесности принято спрашивать про любимое произведение, а у математика любопытно узнать, есть ли любимое арифметическое действие.
- Неожиданный вопрос, - улыбается в ответ Анна Сергеевна. - Если подумать, умножение легче всего дается. В нем почему-то меньше всего делают ошибок. И оно не вызывает панического страха, как, например, деление. Не знаю, почему большинство детей боятся математики. Возможно, родители навязывают такое мнение. Мне кажется, это самая красивая и справедливая наука. Здесь может быть только один ответ, и он - правильный, а язык математики доступен абсолютно всем. Студенткой мне довелось побывать на лекциях в американском вузе, и абсолютно все было мне понятно без перевода, формулы везде пишутся одинаково.
В США Анна Новичкова оказалась по программе обмена студентами. Группа из шести человек отправилась в Пенсильванию, чтобы окунуться в языковую среду. Студенты из России прожили там три с половиной месяца. Работали в сфере услуг, Анна делала пиццу и продавала солнцезащитные очки, попутно постигая разговорный английский.
Но математика все-таки взяла верх над филологией, на четвертом курсе ее пригласили на работу в родной лицей. Учителей математики, как водится, катастрофически не хватает. У Анны в семье их сразу три. Бабушка и мама преподают высшую математику в вузах. Поэтому ее первой книжкой был не букварь, а "Геометрия для малышей".
Анна Сергеевна сама недавно была ученицей, ей несложно найти общий язык с детьми, хотя учительскую дистанцию никто не отменял. Говорит, что со старшеклассниками заниматься интереснее, их не приходится специально мотивировать, они уже знают, что им нужно. Малышам необходимо объяснять, зачем решать уравнения и неравенства, если в магазине сдачу за тебя посчитает компьютер.
- Я люблю начинать урок с житейской задачи, которая на первый взгляд кажется сложной, но решается в одно действие. Важно поместить ребенка в ситуацию успеха, тогда обучение пойдет легче, - поясняет учитель. - Кажется, Ломоносов сказал: математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит. Но надо уточнить в интернете.
Интернет на уроках помогает молодому учителю. Дети любят узнавать любопытные факты, например, что выдающийся математик Карл Гаусс научился считать раньше, чем говорить, а первые теоремы, над которыми бились ученые мужи, доказал уже в 18 лет. Кстати, Гаусс тоже в совершенстве владел несколькими языками, а в 62 года начал активно изучать русский. Услышав о трудах математика Николая Лобачевского, он захотел прочесть их в оригинале.
В соцсетях Анна Сергеевна и ее ученики тоже постоянно на связи. Бросают друг другу вопросы и ответы, вместе обсуждают домашнее задание.
- Старшеклассники как-то говорят мне: "Вы неправильно объясняете. Ничего непонятно. Мы подписаны на блогера, он эту тему рассказывает смешно и просто", - признается молодой педагог. - Я им отвечаю: "Хорошо, показывайте вашего блогера, посмотрим, чему он вас учит". Потом мы вместе разобрали шуточное объяснение по полочкам и увидели, что в этом алгоритме ошибку допустить проще, чем в моем. Сама я видео не записываю, на это нет времени. Но если детям так проще усваивать предмет, не возражаю. Обязательно подскажу, на каких блогеров стоит подписаться, а на каких - нет.
Молодой математик любит ставить учеников в тупик простыми вопросами: "Что содержит больше точек - прямая или отрезок?" Ответ кажется очевидным. Но как быть, если и на прямой, и на отрезке бесконечное количество точек? Есть над чем задуматься.
Школьники в восторге от математических фокусов, которых у педагога припасено немало. Она часто применяет на уроках и лайфхаки, называются они "Не думай, просто делай так".
В начале педагогического пути было страшно и стыдно не решить с ходу какую-то задачку. Одаренные ученики часто подкидывали на уроке каверзные вопросы и испытывали молодую учительницу. Сейчас Анна Сергеевна не стесняется признаться: "Дайте время подумать". Получив правильный ответ, она испытывает ощущение, будто выиграла бой.
Попадаются задачки, над которыми сообща бьется весь педагогический коллектив. Такие могут встретиться даже в ОГЭ. Обычно правильное решение - самое короткое. Как-то задачу по комбинаторике три учителя математики в лицее решили разными способами, и все оказались правильными. Даже научную статью решили подготовить по этому поводу.
В свободное от проверки тетрадей и подготовки к урокам время молодой педагог пишет магистерскую диссертацию. В ней она постаралась обобщить практический опыт подготовки детей с самого раннего возраста к олимпиадам. Она использовала методики работы ведущих учителей, которые готовят школьников к всероссийским и международным олимпиадам, и проходила курсы в образовательном фонде "Талант и успех" на базе детского центра "Сириус". На международном конкурсе, который недавно проводился в Тольятти, научный труд Анны Новичковой был отмечен премией первой степени.
Но сама она высшей наградой считает успехи своих учеников.
- К оплате труда у меня претензий нет. Я не чувствую себя в чем-то обделенной, не понимаю, как можно работать только ради денег. Я выросла в семье военного, для меня слова "долг" и "призвание" имеют значение. Но важнее всего - чувствовать себя востребованной и нужной. Это приносит настоящее удовольствие от работы, - признается Анна Сергеевна. - В лицее у меня есть наставник - опытный учитель Марина Васильевна Николенко. Она подготовила несколько победителей олимпиад всероссийского и международного уровня. Мне есть к чему стремиться.
Скоро начнутся выпускные экзамены в школах, по поводу которых до сих пор не стихают споры. Анна Новичкова считает, что главное преимущество ЕГЭ - уравнять возможности школьников при поступлении в вуз, ради этого его стоит сохранить.
- Базовый уровень математики способен освоить каждый. А вот профильного экзамена боятся не зря, в него входят авторские задачи, которые не решить по шаблону. Это олимпиадный уровень. Творчество в математике - высший пилотаж, - говорит педагог.
Сама Анна сдала ЕГЭ по профильной математике на 86 баллов и была очень рада, но лично знает лицеистов, которые вплотную приблизились к высшей отметке, и гордится тем, что работает в лицее, где готовят "стобалльников" по разным предметам.
Справка "РГ"
В прошлом году выпускница 11 класса Губернского лицея Елизавета Долгих получила 100 баллов на ЕГЭ по математике профильного уровня. 12 выпускников набрали более 90 баллов. Средний балл ЕГЭ по математике в лицее - 81,4 балла.
Блиц-опрос
Двойки ставите?
Анна Новичкова: Конечно, ставлю. Мне кажется, это хороший пинок для ученика. Помню свою единственную двойку по химии. После нее я начала учить предмет. Но я всегда даю второй шанс, третий, пятый. Главное, чтобы ученик освоил тему. Если я вижу, что класс не готов идти дальше, жертвую программой и решаю с ними столько примеров, сколько нужно для положительного результата.
За плохой почерк можете снизить оценку?
Анна Новичкова: Никогда. Наоборот, я ругаю, если вижу, что работа переписана с черновика. Черновик - это подстраховка, он отнимает много времени. Если писать сразу на чистовик - это определенный риск, зато больше можно успеть. В изначальных записях виден ход размышлений, это для меня самое ценное.
За что снижаете оценку?
Анна Новичкова: Когда в простом ищут сложное. Запутывают себя и других. Красота математики - в ее строгости и простоте.