25.05.2022 12:24
Поделиться

В Большом театре прошел юбилейный вечер Народной артистки СССР Маквалы Касрашвили

Сопрано Маквала Касрашвили из сонма самых знаменитых оперных певцов огромной страны, которой сегодня уже нет на картах мира. Грузинка по крови, она была в числе тех музыкантов, кто составил славу золотой эпохи второй половины ХХ столетия Большого театра. В главном театре своей жизни Маквала Касрашвили служит и по сей день уже более полувека. В торжественном вечере в ее честь на Исторической сцене приняли участие солисты Большого и приглашенные певцы - коллеги, друзья и ученики, а за дирижерский пульт оркестра театра встал Владимир Спиваков.
Маквалу Касрашвили зал Большого театра приветствовал стоячей овацией.
Маквалу Касрашвили зал Большого театра приветствовал стоячей овацией. / РИА Новости

Яркая и, что еще реже бывает, долгая судьба в искусстве Маквалы Касрашвили соткана из тысяч выступлений от Москвы до Лондона и от Петербурга до Нью-Йорка, и нескольких десятков оперных образов и множества самых разных концертных программ. Но всегда путеводным в жизни выдающейся певицы оставался именно Большой театр. И причину этого Маквала Касрашвили объясняет просто и ясно:

"Я была на пятом курсе Тбилисской консерватории, когда в середине учебного года неожиданно получила приглашение приехать в Москву, чтобы спеть конкурсное прослушивание в Большой театр. А уже через час после его окончания мне объявили, что я зачислена в стажерскую группу. Я даже не могла мечтать об этом! Тогда я лишь надеялась, что мне повезет быть принятой в труппу Тбилисского театра оперы и балета. И уже потом, конечно, я не мыслила себя без Большого тетра. В личной жизни, допустим, у меня не сложилось, и вся моя жизнь – это моя профессия. Я родилась, чтобы стать певицей. И я живу этим, и считаю себя счастливым человеком. Я состоялась в профессии, и это для меня самое главное".

В начале торжественного гала-концерта было показано несколько фрагментов из опер в исполнении бенефициантки. И тут сразу стало понятно, что художественная планка столь высока, что соответствовать ей будет непростой задачей для всех тех, кто в этот вечер выходил на сцену Большого.

Концерт-посвящение - это на самом деле сложнейший формат, где как в огромном пазле все элементы должны составить единую картину. И программа вечера, безусловно, тут самый важный вопрос. Но будто этим вечером правила китайская принцесса Турандот (кстати, одна из знаменитых партий Маквалы Касрашвили в одноименной опере Пуччини) и постоянно подбрасывала публике загадки. Первая: почему многие из лучших солистов не участвовали и, например, такой голос, как бас вообще не прозвучал в концерте? Вторая: отчего на вечере не было исполнено ни одного фрагмента из русских опер? А ведь Маквала Касрашвили была и изумительной Татьяной в "Евгении Онегине", и Лизой в "Пиковой даме", и Иолантой, и Орлеанской девой в операх Чайковского; Войславой во "Младе" и Февронией в операх Римского-Корсакова. Был упущен момент услышать, почти забытую у нас, к сожалению, замечательную музыку Отара Тактакишвили. А ведь Маквала Касрашвили первая исполнительница партии Тамар в опере "Похищение луны" на сцене Большого театра.

Концерт же оказался сосредоточен на итальянской опере с незначительными "модуляциями" в сторону Моцарта или французской оперы. Программа, с одной стороны, не всегда отражала страницы творческой биографии бенефициантки, а, с другой, будто подчеркивала, как много произведений из подлинной оперной классики не представлено в репертуаре Большого театра, и что некоторым певцам еще предстоит пройти огромный путь к вершинам мастерства, чтобы заслуженно быть солистами первого театра страны.

И все же, несмотря ни на что, камертон концерту задало несколько прекрасных выступлений. Альбина Латипова предстала очаровательной Сюзанной в арии Deh vieni, non tardar из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро», Анна Аглатова - обворожительной Виолеттой в дуэте (с Липаритом Аветисяном) Parigi, o cara из "Травиаты" Верди, а Василий Ладюк явился харизматичным королем Альфонсо в арии Vien, Leonora, a’ piedi tuoi из оперы Доницетти "Фаворитка". Бремя же звездного лидерства и доказательства того, что все же можно надеяться на преемственность выдающихся исполнительских традиций, пало на плечи Хиблы Герзмава. Певица была восхитительна в образах знаменитых актрис – Адриены Лекуврер в арии Io son l'umile ancella из одноимённой оперы Чилеа и Флории Тоски в молитве Vissi d'arte, vissi d'amore из одноимённой оперы Пуччини.

Главная героиня за всем происходящим наблюдала из ложи и лишь в самом финале вечера вышла на родную сцену. И тут зал разразился стоячей овацией, какой давно не слышали эти стены. Все закономерно: очень трудно дотянуться до настоящей звезды.