Как пернатые изменили жизнь кировского бизнесмена

Колония серых цапель, обитающих в предместьях Малмыжа, является самой крупной в Кировской области. Такое утверждение сделали ученые-орнитологи, которые смогли подсчитать число пернатых, обосновавшихся на Кулапинском пруду несколько лет назад. Сейчас здесь, в пойме Вятки, обитает порядка 350 особей. Более крупного скопления представителей этого вида в регионе нет.
Чтобы как можно ближе подобраться к птицам, Игорю Степанову пришлось преображаться чуть ли не в Водяного.
Чтобы как можно ближе подобраться к птицам, Игорю Степанову пришлось преображаться чуть ли не в Водяного. / Игорь Степанов

— Хотя колония и расположилась фактически в черте населенного пункта, это очень труднодоступное, заболоченное место. Я сам два года пытался найти тропинку, чтобы посчитать количество гнезд, — рассказал корреспонденту "РГ" фотограф и орнитолог-любитель Игорь Степанов. — На пруду разводят рыбу, поэтому с кормовой базой нет никаких проблем. Это способствует увеличению популяции. Цапли фактически выступают санитарами этих мест.

Орнитологи утверждают, что серые цапли очень чувствительны к общей экологической ситуации в районах проживания. Следовательно, можно считать, что Малмыж и окрестности получили от этих красивых птиц экологический "знак качества".

— Ученые, с которыми я исследовал колонию, предполагают, что с ростом популяции серых цапель к ним через несколько лет присоединятся куда более редкие виды — большой баклан и краснокнижные белые цапли, — отметил Игорь Степанов.

Ландшафты Малмыжского района достаточно необычны для покрытой лесами Кировской области. Специалисты называют их искусственной лесостепью. Искусственной в том смысле, что за столетия человеческой деятельности на этой территории обширные пространства стали сельскохозяйственными угодьями, сходными по условиям обитания фауны со степным ландшафтом.

Так, прошлым летом Игорь обнаружил на поле, засеянном многолетними травами, гнездо очень редкого краснокнижного степного луня. "РГ-Неделя" рассказала об этом в номере от 30 июня 2021-го.

— Степные луни гнездятся на земле, часто это сельхозугодья, — рассказывает орнитолог-любитель. — Поэтому нередки случаи, когда люди непреднамеренно разрушают их гнезда. В прошлом году мне повезло найти гнездо с шестью птенцами как раз в то время, когда на поле работала техника. Мы сохранили его и малышей тоже. Потом несколько месяцев я наблюдал за ними. Все выросли, встали на крыло. В этом году уже видел пару луней в тех местах. Полагаю, если птенцы выжили на зимовке, то вернутся и поселятся где-то поблизости от места, где появились на свет.

Кстати

Игорь Степанов увлекся фотографированием и изучением птиц несколько лет назад после того, как вернулся в родной Малмыжский район. Ранее он решил оставить карьеру в Кирове, где консультировал предприятия по вопросам экономической безопасности. "Выгорел", — признается Игорь. Сейчас он продолжает сотрудничать с несколькими клиентами "из прошлой жизни", но основное время посвящает семье и своему хобби. Как признается орнитолог-любитель, наблюдение за птицами помогло ему преодолеть эмоциональное опустошение. Так возник своего рода симбиоз, когда птицы и человек помогают друг другу.