23 марта, меньше чем через месяц после официального заявления Apple об уходе с российского рынка и отключения функции бесконтактной оплаты, ижевчанка Оксана Окунева подала заявление в суд. Оставшись без возможности рассчитываться с помощью смартфона, она решила — это грубое нарушение ее прав и потребовала от российского представителя Apple: вернуть бесконтактную оплату, компенсировать моральный вред (один миллион рублей) и выплатить неустойку в размере одного процента стоимости смартфона за каждый день без Apple Pay. Ответчик сделать это, разумеется, отказался.
— Отсутствие Apple Pay не является дефектом, поскольку телефон исправен, — заявил представитель ответчика Эдуард Бекещенко. — При этом в договоре купли-продажи, оговорено, что функция бесконтактной оплаты может не предоставляться, а компания не гарантирует повсеместную доступность такого сервиса.
Юрист уже успешно "отбил" два подобных иска в Ульяновской и Нижегородской областях, правда, в силу эти решения еще не вступили. В ижевском суде он косвенно признал, что функция бесконтактной оплаты — часть телефона, но это и есть главное препятствие к выполнению требований истца.
— Невозможно наложить на российскую компанию, которая не владеет лицензией на программное обеспечение и не может его исправлять, обязанность это сделать. Это противоречит процессуальным правилам и здравому смыслу, — пояснил он.
Аргумент оказался убедительным - уже через час суд отказал ижевчанке по всем пунктам. Во-первых, истица не представила доказательства того, что выбрала смартфон исключительно из-за услуги Apple Рау. Во-вторых, вторая сторона не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку не отвечает за программное обеспечение товара.
Комментируя вердикт, адвокат Игорь Измалков заявил, что его клиентка подаст апелляцию. Кроме того, он намерен вынести вопрос на широкое осуждение юридического сообщества, чтобы разобраться — не приведет ли такое решение к еще большему ущемлению прав потребителей.
— Сегодня отключили одно, завтра могут отключить и все остальное. Можно ли интерпретировать ситуацию, как искусственно созданную или это тема технического плана? Думаю, что все только начинается, — говорит адвокат.
По информации Бекещенко, в регионах к ООО "Эппл Рус" подано еще семь исков от частных лиц, а в Москве — три коллективных заявления от пользователей Apple. Сумма требований одного из них за отключение сервиса бесконтактной оплаты превышает 90 миллионов рублей. Автором другого стала организация "Общественная потребительская инициатива", которая намерена добиваться ареста имущества и счетов компании.