Такие символы "эпохи, как ДнепроГЭС, Асуанская плотина, метро и здание МГУ в Москве, Краснодарское водохранилище, саркофаг Чернобыльской АЭС, олимпийские объекты в Сочи, БАМ и космодром Байконур были возведены из цемента, добытого в этом черноморском портовом и курортном городе.
Да и само здание музея цемента, между прочим, единственного на планете, является большим историческим артефактом, сохранившимся с 1900 года. Тут своя атмосфера. В этом доме жил писатель Федор Гладков, создавший знаменитый советский роман "Цемент" - о восстановлении промышленности в России после Гражданской войны, в 20-30-е годы XX века.
Специально для корреспондентов "РГ" экскурсию по музею провела директор Валентина Баранова. И с ходу сразила таким вопросом:
- Вы знали, что впервые в российской истории само слово "цемент" употребил Петр !? Именно он в одном из документов просил прислать пару бочонков "вяжущего раствора" для строительства. Но, конечно, тогда этот материал был совсем другим и изготавливался иначе.
Заходим в первый зал музея, где сразу же поражает огромная, словно автомобиль, вагонетка, установленная прямо на рельсах. Она использовалась для транспортировки мергеля.
- Ничего удивительного, - улыбается Валентина Баранова. - Это просто один из наших экспонатов. Но мы до этого момента в развитии цементной промышленности еще дойдем.
И Валентина Викторовна продолжает рассказ. Во второй половине XIX века одесским дворянином Федором Шашиным под Новороссийском были обнаружены удивительные по качеству залежи мергеля (главного компонента цемента). И конечно, по количеству - ведь вокруг целые горы из мергеля! В 1882 году в Новороссийске открывается Черноморский цементный завод - шестой в России и первый на юге. Через пять лет он уже выходит на первое место в империи по объемам производства строительного материала.
Это стало поворотной точкой в развитии города - из небольшого провинциального поселка, где по горам были разбросаны дачи дворян, он быстро превращается в крупный промышленный центр. Собственно, вся дальнейшая история Новороссийска связана с цементом и портовой торговлей. Очень скоро здесь появилось еще десять заводов. И лишь после Гражданской войны часть из них была упразднена ради расширения производства на четырех самых крупных.
Наш цемент возили в Сан-Франциско, Архангельск и даже в Японию. Причем упаковка строительного материала в то время была совсем не такая, как сейчас, - его насыпали в бочки. Одну из них -хранившуюся более 120 лет - тоже можно тут увидеть. При каждом заводе существовало свое бондарное производство, где делали такие бочки.
Не менее интересной была и технология добычи мергеля в горах. Чтобы доставлять его вниз, инженеры построили бремсберг - наклонную почти под 45 градусов железную дорогу, по которой вагонетки поднимались с помощью противовеса. После чего добытая порода специальными механизмами размалывалась в песок и обжигалась в шахтных печах. Их производительность была невысокой - всего 32 тонны за пять суток. Современные печи выдают 30 тонн готового цемента в час.
Тут как раз и дошла очередь до огромной вагонетки, которую можно было рассмотреть со всех сторон. Она оказалась наполненной, кстати, настоящим мергелем, который, по словам директора музея, приходится иногда привозить из действующих карьеров: маленькие кусочки камня посетители уносят на память, и вагонетка постепенно пустеет.
Но еще более интересными оказались движущиеся действующие модели бремсберга и шахтных печей. Хотя и уменьшенные в десятки раз, они позволяют понять принцип и масштабы работ.
Одним из главных и трагических периодов истории цементных заводов стала, конечно, Великая Отечественная война. На рубежах Новороссийска советские войска простояли целый год - и после этого началось стремительное освобождение города. В домах в одной из квартир солдаты обнаружили сохранившийся под бомбежками и обстрелами, не получивший ни одной царапины патефон 1939 года выпуска. Теперь он - один из экспонатов.
Очередной выставочный зал представляет собой типичную квартиру рабочего цементных заводов после войны. Это производит неизгладимое впечатление - ты как будто попадаешь в ту эпоху. Директор музея Валентина Баранова заводит тот самый патефон, переживший бомбежки, льется музыка 40-50-х годов. И это не реконструкция - пластинки тоже настоящие. Кажется, что ты перелетел на 70 лет назад - посещение музея стоит того, чтобы пережить эти ощущения.
Кстати
Музей принадлежит и работает под эгидой предприятия "Новоросцемент" - одного из старейших заводов города. Поэтому в выставочных залах представлены не только бесценные по исторической значимости экспонаты, но и движущиеся модели современного оборудования для переработки мергеля и выпуска цемента.