25.05.2022 20:14
Поделиться

Заминированный националистами завод "Азовсталь" калечит людей

После того как украинские националисты, заблокированные на мариупольском заводе "Азовсталь", сдались в плен, началась работа по разминированию территории предприятия. И, судя по всему, она еще будет продолжаться долго. Завод очищают от взрывоопасных предметов российские саперы и специалисты ДНР, и уже появились первые пострадавшие.
Только после того, как дороги тщательно обследуют саперы, их открывают для проезда.
Только после того, как дороги тщательно обследуют саперы, их открывают для проезда. / Владимир Аносов

- Обнаруживаются вооружения, разбросанный там и тут БК (боекомпплект. - Ред.), до которого у противника не дошли руки, во множестве - фугасы, которые были заботливо приготовлены для нас. Весь день вчера подрывали "сюрпризы", но "Азовсталь" продолжает с нами воевать и после сдачи в плен ее квартирантов: один из мелких "сюрпризов" все-таки нашел свою цель и ранил бойца, - уже в первые дни работ по разминированию сообщил командир батальона "Восток" Александр Ходаковский.

Он не исключил, что будут еще пострадавшие - настолько много оказалось взрывоопасных предметов на предприятии. Прогноз, увы, тут же начал сбываться. Александр Ходаковский рассказал еще о двух саперах, получивших ранения при обезвреживании взрывных устройств. Он также отметил, что не всегда мины, оставленные националистами, можно уничтожить накладным зарядом. Кстати, судя по поступающей с "Азовстали" информации, там находят не только мины, но и хитроумные самодельные устройства в цинках из-под боеприпасов и других коробках, где в качестве поражающих элементов могут использоваться патроны.

В МЧС ДНР также сообщили, что при обследовании территории завода минно-взрывные травмы получили сотрудники отряда пиротехнических работ. Двое из них госпитализированы в удовлетворительном состоянии, один находится на амбулаторном лечении. Состояние четвертого сапера, которого пришлось прооперировать, оценивается как стабильно тяжелое.

Российские специалисты, участвующие в разминировании завода, подтвердили корреспонденту "РГ", что находиться на территории "Азовстали" еще опасно.

- Там буквально все нашпиговано минами и неразорвавшимися боеприпасами. Они валяются повсюду. Есть мины, которые, судя по всему, сдающиеся националисты специально ставили перед уходом, чтобы нанести вред тем, кто войдет на территорию завода после них, - рассказал один из саперов, попросив не называть себя.

Для разминирования "Азовстали" активно используется спецтехника, саперы тщательно изучают не только завалы, но и асфальт. Заминированным оказался даже разрушенный мост, ведущий на завод. Чтобы пройти по нему, корреспонденту "РГ" пришлось аккуратно перешагивать через проводки противопехотных мин ПОМ 2 "Отек". Признаюсь, от вида пары маленьких и неприметных зелененьких цилиндриков на подставке из плоских ножек, мимо которых пришлось пройти, было не по себе. Радиус сплошного кругового поражения такой мины - до 16 метров. Кроме того, сотрудники МЧС сообщили, что под мостом тоже обнаружены подозрительные провода и его должны обследовать пиротехники.

Между тем не только завод "Азовсталь" является опасной территорией. Во многих районах Мариуполя сейчас тоже работают саперы. Корреспонденты "РГ" наблюдали, как идет разминирование береговой линии возле порта. В море, в 25-30 метрах от берега, были установлены противодесантные мины, которые самопроизвольно взрывались во время недавнего шторма. А на берегу подстерегает другая опасность.

- Наша группа заканчивает работу на побережье. Примерно за три недели саперы прошли 50 километров пляжа. Вот здесь возле порта был бой. Оттуда в город входили танки ДНР. Здесь плохая дорога, и украинские военные считали, что бронетехника будет атаковать с другой стороны, поэтому не ставили противотанковых мин. Но вон там находились позиции украинской минометной батареи. И только на этом участке мы нашли и обезвредили уже более сотни минометных 120-миллиметровых мин, а также взрыватели к ним, пиротехнические составы и снаряды РСЗО "Град", - рассказывает представитель сводного отряда разминирования международного противоминного центра Вооруженных сил РФ с позывным Махмуд.

О том, что здесь шли нешуточные бои и пока лучше не спешить с открытием пляжного сезона, свидетельствует жутковатая находка: на песке лежит армейский ботинок с фрагментом оторванной ноги.

Неподалеку в пляж уже вгрызается робототехнический комплекс разминирования. Его используют на наиболее опасных участках

Обследуя очередной участок возле порта, саперы медленно двигаются на удалении друг от друга. Спешка тут ни к чему: изучается каждый сантиметр пляжа. В безобидном на вид песочке может затаиться невидимая смерть. Саперы работают в бронежилетах и шлемах с забралами. Для поиска мин и неразорвавшихся боеприпасов используются специальные миноискатели на длинных ручках, щупы и похожий издали на каску в защитном чехле искатель неконтактных взрывных устройств ИНВУ 3М.

Идущий впереди пиротехник останавливается. Предупредительный взмах рукой. Тут же останавливаются и опускаются на колено идущие следом саперы. Кажется, на пляже что-то нашли. Так и есть: место находки обозначается красным флажком. Под ним из песка торчит неразорвавшаяся минометная мина калибра 120-мм. На опасную находку устанавливается накладной заряд с пиротехническим шнуром. Шипение, дымок... Нужно удалиться на безопасное расстояние.

Несколько секунд ожидания. Взрыв. Взметнувший песок взрыв, черный дым. Все. Опасный предмет обезврежен. На месте подрыва осталась лишь воронка и фрагменты мины. Их саперы позже вывезут на утилизацию.

А неподалеку в пляж уже вгрызается робототехнический комплекс разминирования "Уран-6". Его используют на наиболее опасных участках, чтобы сохранить жизни людей. Небольшая дистанционно управляемая гусеничная машина в броне буквально перепахивает песок вращающимися грузиками на цепях. Взрыв противопехотной мины. Еще один...

Роботом разминирования тоже управляет Робот. Именно такой позывной носит оператор "Урана". В руках у сапера - планшет с пультом управления, за спиной - 30-килограммовый рюкзак с аппаратурой.

- У "Урана" пять видов навесного оборудования. Сейчас установлен бойковый отвал. Нужно следить за датчиками скорости, оборотов, охлаждения и удаления на пульте. Машиной можно управлять на расстоянии до километра. Требуются некоторые навыки и наработанная моторика, но в общем-то ничего сложного нет, - объясняет Робот.

Еще одна группа сводного отряда разминирования международного противоминного центра Вооруженных сил РФ работает на окраине Мариуполя. Здесь на дороге, ведущей в аэропорт и Запорожье, обнаружены противотанковые мины и, возможно, есть другие взрывоопасные предметы. Выезжаем туда.

Саперы двигаются по обочинам и придорожной траве. Впереди - кинолог с собакой. По традиции позывной кинолога такой же, как и кличка собаки, - Тоскана. На овчарке - камуфляжная шлейка с ручкой. С ее помощью удобно быстро грузить собаку в транспорт. Сзади за бойцами медленно ползет бронеавтомобиль "Тайфун".

Кинолог делает знак рукой: собака что-то нашла. В густой траве почти незаметен 75-миллиметровый ракетный снаряд. Собака выжидающе лежит рядом.

- Она обнаруживает мины или боеприпасы по запаху и сразу обозначает их: садится или ложится возле находки. Причем собаку часто пускают впереди людей. Там, где в грунте после боев особенно много металла, взрывчатку она учует раньше, чем опасность обнаружит металлоискатель, - объясняет кинолог.

Боеприпас уничтожают накладным зарядом. Взрыв - и по асфальту звенит почти долетевший до нас искореженный хвостовик. Думаю о том, что разминирование все-таки дело небезопасное.

А саперы идут дальше. Доходят до взорванной БМП. От мощного взрыва с машины снесло башню, а корпус перевернуло. За машиной на разбитом асфальте видны блины противотанковых мин. По словам специалистов, работы здесь хватит надолго.