Может ли маркетплейс брать плату за возврат товаров

Штрафовать за возврат неподошедших или некачественных товаров маркетплейсы покупателей не могут, но вот право на компенсацию своих расходов имеют. Об этом "Российской газете" сообщили в Роспотребнадзоре и Союзе потребителей РФ.
iStock

К моменту получения заказа некоторые покупатели передумывают его забирать, а другие, примерив 20 заказанных платьев или курток, остаются разочарованными. И по аналогии с магазином, где можно хоть весь ассортимент примерить и ничего не купить, отказываются от интернет-заказов.

Но в магазин человек приходит сам. А в случае с маркетплейсами товар для покупателя специально доставляется в удобную для него точку. Это и амортизация автомобилей, и расходы на бензин. Недавно целый скандал разгорелся вокруг введения якобы массовых штрафов в Wildberries. В самой компании сразу опровергли введение поголовных штрафов за отказ от товаров, но подчеркнули: "Мы применяем оплату услуги обратной доставки товаров только для клиентов с высокой долей возвратов и/или невысокой суммой выкупа. Данный тариф затрагивает лишь около 10% клиентов".

"С юридической точки зрения это не штраф. Есть статья 26.1 Закона "О защите прав потребителей", которая позволяет вычесть из возвращаемой стоимости товара расходы продавца на его доставку от потребителя. В Wildberries эту услугу в среднем оценили в 100 рублей", - пояснил глава Союза потребителей РФ Петр Шелищ. А в Роспотребнадзоре подчеркивают: "Если потребитель не согласен с размером расходов, он вправе подать претензию в адрес продавца, на которую тот обязан ответить. А в дальнейшем, если не согласен с ответом, имеет право обратиться в суд". По мнению экспертов Роспотребнадзора, любые расходы на доставку возвращенного товара должны быть обоснованными, иметь подтверждение и быть связаны именно с возвратом конкретного товара, а не носить характер штрафа, установленного в виде единой платы за возврат любого товара.