Технологический прогресс стремителен и неостановим - прописная истина. А если наглядно? Показать, насколько изменилась наша жизнь в быту, взялись два юбиляра: Музей Москвы, которому исполняется 125 лет, и Политехнический музей - ему 150.
Для обоих совместная выставка "Дом быта", открывшаяся на Зубовском бульваре, - проект очень важный и интересный. Таковым он, вероятно, станет и для посетителей. Не только увидеть, но и потрогать редкие артефакты, а еще с удивлением узнать, что, сделав круг, человечество иногда способно возвращаться на десятки лет назад, определенно стоит.
Во-первых, это красиво. Именно так хочется начать. Причем подробно описывать выставку не придется - достаточно сказать, что создатели вдохновлялись фильмами Уэса Андресона, и картинка сама встанет у вас перед глазами. Триумф цвета, внимание к интерьеру и мельчайшим его деталям, симметрия - и вот мы словно в кадре "Французского вестника".
В пространстве Музея Москвы воспроизвели пять комнат - кухню, гостиную, залы "Чистота и красота" и "Работа и игра". Еще один посвящен дому будущего - где никакого быта уже нет, а все приборы сплошь умные и самостоятельные.
Всего в экспозиции более 200 экспонатов, и вот вам первое открытие: службы доставки, которые как мы привыкли думать, шагнули далеко вперед во время пандемии, на самом деле существовали практически всегда. Рядом с самым передовым беспилотным доставщиком - очаровательный бирюзовый мотороллер-фургон из 50-х. Тогда курьеры тоже привозили заказ прямо к двери, в том числе и такие популярные готовые обеды.
На кухне можно увидеть прообраз современного холодильника - деревянный шкаф-ледник конца XIX века. Лед и продукты загружались в специальные емкости сверху, а вниз стекала талая вода. Здесь же похожая на кадку мороженица, дореволюционный, слегка пугающий своей массивностью, сахарокол, причудливая яйцеварка…
- Но один из самых моих любимых экспонатов - игрушечная плита XIX века с полным набором детской посуды. Она функционирует до сих пор! - рассказывает куратор выставки Сергей Рыков.
Вместе с эволюцией плит и холодильников можно проследить и исторический путь кофемолки - на чайном шкафчике их несколько. По аромату найдете и кофейные зерна, которые разрешается тут же собственноручно помолоть.
В гостиной - коллекция граммофонов, патефонов и радиоприемников. Всего того, что собирало вокруг себя людей и дарило им общение. Как-то даже печально, что старые добрые телефоны с диском и звук подключающегося модема тоже превратились в историю, а значит, и музейные экспонаты. Когда успели?
Еще одна уникальная история ждет у витрины парфюма. Среди флакончиков разных лет - от тех, что с царскими гербами до тех, что носят имена знакомых нам звезд, - представлен аромат, который специально для выставки воспроизвели по сохранившемуся рецепту 100-летней давности. Что удивительно, несмотря на солидный возраст, у композиции абсолютно современное звучание. Она и наполняет собой пространство "Чистота и красота". Пока на экране порядок в доме наводит Фрекен Бок и моется в шубе бедолага Ипполит (отрывки из фильмов и мультфильмов как нельзя лучше напоминают о ключевых деталях быта в разное время и в разных странах), можно посмотреть на первый пылесос, напоминающий огромный металлический шприц и, кстати, по такому принципу и работающий, на фены, щипцы для волос и электробритвы.
О досуге и творчестве рассказывает комната "Работа и игра". Глаз сразу же цепляет витрина с игрушками, их множество - от пупсов и зайчиков до юлы и железной дороги. Рассматривать можно долго. Сложно пройти и мимо фотолаборатории, знакомой каждому советскому ребенку, - мало кто не закрывался в ванной, чтобы увидеть чудо проявления снимков. Но в этом зале нас внезапно настигает неожиданная временная параллель:
- Дома мы проводим свободное время, но так было не всегда - всего пару столетий назад промышленная революция перенесла домашние производства на фабрики и заводы, - обращает внимание куратор. - А что нам дает век 21-й? Как ни удивительно, мы снова обустраиваем домашние "мастерские". Устраиваемся на диванах с ноутбуками. Теперь нам проще понять тех, кто жил двести лет назад - в доиндустриальную эпоху.
Так что, и технологии могут приводить к неожиданным последствиям. Больше о том, как изменился и продолжает меняется наш мир - на выставке, она открыта в Музее Москвы до 31 июля.
Наталья Фукс, куратор выставки:
- Русское слово "быт" непереводимо на европейские языки. Причина в том, что только в русской культуре существовало противостояние быту, которое воплотилось в духовном, поэтическом понятии "бытие". В советское время "домами быта" называли предприятия комплексного обслуживания, где граждане могли отремонтировать не только приборы, но и обувь, пошить одежду, сделать стрижку или укладку. В небольших городах такие предприятия были местом, где люди обустраивали свою жизнь и пользовались недоступными в домашних хозяйствах технологиями, то есть быт обрастал своего рода городской культурной мифологией. Эту мифологию выставка "Дом быта" исследует через технологии и науку.