Жители Центральной России стали реже заниматься спортом

Число россиян, которые регулярно посещают фитнес-клубы и спортивные секции либо тренируются на улице, за прошлый год упало на четверть. В топ-5 по оттоку клиентов - Орловщина, где аудитория фитнес-отрасли сократилась на 60 процентов. Однако в 13 регионах, в том числе в Калужской и Курской областях, посещаемость выросла. Такие выводы сделали аналитики Международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, изучив данные Росстата.
Многие фитнес-залы работают с неполной нагрузкой не первый год.
Многие фитнес-залы работают с неполной нагрузкой не первый год. / Сергей Карпухин/ТАСС

Опросы проводились среди лиц от трех до 79 лет в рамках выборочного наблюдения состояния здоровья населения за 2020 и 2021 годы. Учитывали любые виды спорта, включая шахматы и компьютерные игры, и любой формат занятий (дома, на улице, в школе или специальном центре, поодиночке и в группах). В федеральную статистику попали ответы тех, кто уделяет тренировкам не менее полутора часов в неделю (для молодежи планка выше).

Если в первый год пандемии популярность физкультуры и спорта в стране выросла, то в 2021-м динамика была отрицательной. Уменьшилось число и тех, кто тренируется самостоятельно, и тех, кто посещает организованные занятия. Даже киберспорт - и тот потерял часть своих адептов.

- Количество россиян, регулярно посещающих спортклубы, сократилось на 26 процентов, или на 5,1 миллиона человек (до 14,4 миллиона). На самостоятельные тренировки стали выходить на 11 процентов меньше респондентов, чем годом ранее (около 28,5 миллиона). Таким образом, всплеск интереса к занятиям спортом, происшедший в ответ на вынужденные карантинные ограничения, в 2021 году постепенно сошел на нет - по мере восстановления социальных коммуникаций, открытия сферы развлечений и возрождения туризма. Если в разгар пандемии жизнь людей была более локализованной и сильнее привязывалась к району проживания, то после снятия ограничений появилось больше свободы перемещения и разнообразия в выборе досуга, - пояснила президент FinExpertiza Елена Трубникова.

Как правило, отток посетителей из спортзалов и секций компенсировался прибавкой в когорте физкультурников-одиночек. Но в Орловской области, по подсчетам Росстата, падение произошло по обеим категориям (на 60 и 30 процентов соответственно). Организованные занятия перестали посещать 31 тысяча человек, заниматься воркаутом и домашней гимнастикой - около 40 тысяч. Зато аудитория интеллектуального спорта выросла на 80 процентов, причем главным образом за счет женщин.

На Орловщине аудитория фитнес-отрасли сократилась на 60 процентов, в Курской и Калужских областях чуть выросла

В десятку регионов, где организованные тренировки стали более популярны, вошли Курская и Калужская области. Прибавка к аудитории фитнес-центров и спортшкол составила 22 и шесть процентов соответственно (19 и пять тысяч человек).

Если верить Росстату, самые спортивные жители - на Чукотке: там в залы ходит каждый четвертый. На другом конце рейтинга - вновь Орловщина, где тренируются только три процента населения. Недалеко ушли и тамбовчане: доля любителей организованного фитнеса и спорта там не дотягивает до пяти процентов.

Воронежский девелопер, владелец нескольких фитнес-клубов Евгений Хамин отметил, что желающих заниматься своим здоровьем стало больше, растет и коэффициент продления клубного членства. Правда, если раньше в числе активных покупателей абонементов были айтишники, желавшие размяться после долгого сидения за компьютером, то теперь обращений от них стало в пять раз меньше, "а те, что занимались, частично куда-то делись", констатировал Хамин.

Для привлечения граждан к здоровому образу жизни предусмотрен налоговый вычет для тех, кто платно занимается спортом или фитнесом. Однако инструмент еще не заработал в полную силу.

- Воронежская область занимает последнее место в Черноземье по сумме вычетов подоходного налога за физкультурные услуги, а также последнее место по количеству организаций, включенных в перечень Минспорта для получения такого вычета их клиентами, - заявил Хамин.

Стоимость фитнес-услуг растет, поскольку растут расходы - как на оборудование, так и на привлечение новых членов (из-за блокировки популярной соцсети). Инвестиционная цена открытия клуба, по словам девелопера, возросла на 40 процентов за счет удорожания отделочных материалов и тренажеров, которые в России почти не производятся ("Гири свои", - утешил бизнесмен).

компетентно

Ольга Лебединская, доцент кафедры статистики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова:

- Фитнес-центры и кафе - традиционно на первой линии поражения. Рынок постоянно сжимается. За 2020-2021 годы объем выручки сократился на 40 процентов. На конец 2021-го в отрасли были заняты 518,4 тысячи сотрудников и работало около 7800 объектов (до пандемии - 768 тысяч человек и 13 тысяч объектов). Новая перспектива для них зависит не только от сезонности спроса на услуги и коррекции реальных доходов населения, но и от расходов на оборудование, эквайринг, развитие спортивно-досуговой инфраструктуры, финансирование которого зависит от заемных средств. В лучшей ситуации оказываются те центры, которые оформили договор лизинга на оборудование, а тариф "Сезонный" минимизирует убытки и от летней просадки спроса. На рынке спортивных тренажеров - объем которого, кстати, составляет семь миллиардов рублей - до недавнего времени основными поставщиками были азиатские страны (около 50 процентов - китайская продукция, остальная представлена такими брендами, как Merge up International, Rinelly Corp., Heinz Kettler, Technogim, Life Fitness, Decathlon S.A). Доля силовых тренажеров отечественного производства достигает 40 процентов.