Напомним, в 2020 году министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) заключило договоры аренды лесных участков для заготовки древесины сроком на 49 лет с иркутскими ООО "Ангара" и ООО "Вудлэнд 24". Известие об этом всколыхнуло общественность: мало того, что на заповедную территорию зашли "варяги", так и репутация у компаний хуже некуда - и неуплата налогов в их "биографии", и уголовные дела. К тому же в перечне видов деятельности не только лесохозяйственные направления, но и производство драгметаллов, добыча полезных ископаемых. Было от чего заволноваться якутянам.
Из-за широкого резонанса к освоению лесов выигравшие торги компании так и не смогли приступить ни в 2020-м, ни в 2021-м. Между тем прокуратура, ФАС, Рослесхоз и Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) признали: все процедуры аукциона были соблюдены и надлежащим образом выполнены.
Что интересно, условия аукциона "заточили" под якутское предприятие, Алданскую лесоперерабатывающую компанию. Почему победили соседи? "Лесозаготовка и лесопереработка - достаточно затратные мероприятия. Бизнес-план рассчитывается на 35-45 лет. А наш предприниматель хочет быстрой окупаемости", - пояснили в профильном ведомстве.
- Верховья Амги по левому и частично правому берегам отнесены к ООПТ. Хозяйственная деятельность там полностью ограничена, - отмечает министр экологии, природопользования и лесного хозяйства республики Сахамин Афанасьев. - Но в целом правый берег, по которому идет спор, особо охраняемой территорией не является, на правой стороне - как раз эксплуатационные леса.
- Верховья Амги - лесопромышленный район, - подтверждает главный научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, д.б.н. Михаил Черосов. - Прежде там много древесины заготавливалось, до 300 тысяч кубометров в год.
По информации главного лесничего РС(Я) Андрея Коноплева, лесистость Алданского района выше, чем по субъекту: если в среднем по Якутии этот показатель чуть выше 50 процентов, то там - до 80-ти.
И специалисты лесного хозяйства убеждены: лесозаготовку (но не сплошную рубку!) с соблюдением всех правил и норм, установленных законодательством, просто необходимо вести, ведь старая тайга со временем превращается в бомбу замедленного действия. По словам заслуженного лесовода РФ Саргыланы Аммосовой, около 47 процентов лесов в Якутии перестойные.
- А это пороховая бочка, готовая вспыхнуть при аномальной жаре, - указывает она. - Если лес достиг спелости, то его надо использовать, а не доводить до состояния перестойности.
Есть еще один аспект, на который обращают внимание и ученые, и общественники, и чиновники. В лесном законодательстве не оговорены особенности лесозаготовки на мерзлоте, а этот фактор приобретает все более важное значение в условиях изменения климата.
- На территориях с пониженной лесистостью происходят оползни, связанные с оттаиванием многолетнемерзлых грунтов, - констатирует Михаил Черосов. - У нас мерзлота, по сути, охраняется лесом.
- Мы знакомы с условиями заготовки в мерзлотных лесах, а также с трудами якутских ученых на эту тему, - уверяет заместитель директора по лесовосстановлению и лесозаготовке ООО "Ангара" и "Вудлэнд 24" Валерий Неверов. - Для лесозаготовки "Ангаре" предоставлено 54 тысячи гектаров, "Вудлэнду" - 177. На данный момент у нас разрешена лесосека максимум 40 гектаров. Исходя из того, что это мерзлотные леса, мы будем уменьшать эту площадь - делать лесосеки по 25-30 гектаров. Планируем начать заготовку зимой 2022 года, чтобы меньше вредить моховой "шубе".
Как объяснили представители ООО, в компаниях сменилось руководство, а сейчас меняются и документы - из них убирают ОКВЭД, которые вызвали столь нервную реакцию местного населения. В договорах же аренды - только лесозаготовка. Кроме того, в Алданском районе иркутяне зарегистрировали "Лесную компанию "Якутия". Она будет заниматься переработкой древесины.
Минэкологии сообщило, что "Ангара" подала декларацию о строительстве лесной дороги и о планировании лесозаготовительных работ в 2022 году на площади 34 гектара. На участке в 30 километрах от реки Амга будет нарублено семь тысяч кубических метров древесины - шесть процентов установленного ежегодного объема по договору.
- Мы будем вести заготовку, а не вырубку, - уточнил Валерий Неверов. - Соответственно, на каждой лесосеке сохраним подрост. Даже если дерево помялось, погнулось, работники делают оправку. Так написано в правилах, и за этим следят контролирующие органы. Более того, при таксации и отводе лесосек мы обязаны подсчитать подрост. Если его не будет хватать до норматива - до определенного количества штук на гектар, мы обязаны содействовать естественному лесовосстановлению, то есть сеять районированные семена либо сажать сеянцы.
В резолюции круглого стола Общественной палаты РС(Я), на котором в очередной раз обсуждались перспективы лесохозяйственной деятельности в верховьях Амги, - целый ряд идей, порой кардинальных. Так, предлагается до тех пор, пока в Лесной кодекс РФ не будут внесены соответствующие изменения, ввести мораторий на передачу в пользование лесных участков, расположенных в зоне вечной мерзлоты, для заготовки древесины. Республиканскому министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства рекомендовано продолжить работу по расширению особо охраняемых природных территорий в бассейне реки Амга, а властям Алданского района - оформить земли резервата "Верхнеамгинский" и заказника "Суннагино - Силигинский".
- Общественность даже предлагает все ресурсные резерваты либо земли, примыкающие к ООПТ, сделать национальным парком, - добавил Сахамин Афанасьев. - Надо понимать, что при тотальном создании особо охраняемых природных территорий возникает проблема у местного населения: ограничивается хозяйственная деятельность - охота, пребывание в лесах, сенокошение. И, конечно, заготовка древесины - на дрова и для строительства. Причем коснется это не только Амгинского и Алданского лесничеств, но и всего Восточно-Сибирского мерзлотного района. Между тем только в Амгинском улусе ежегодно 1600 человек покупают лесобилеты и рубят лес для ИЖС, надворных построек и других нужд.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) работают 14 крупных арендаторов участков для лесохозяйственной деятельности. В совокупности они вырубают один миллион кубических метров древесины в год. Расчетная лесосека субъекта - около 30 миллионов кубов. Этот объем, по мнению специалистов, можно ежегодно изымать без особого влияния на экосистему.