26.05.2022 13:25
    Рубрика:

    Что стоит на пути продвижения цифровых технологий в медицине

    Ожидается, что до 2027 года рынок IT в сфере здравоохранения будет увеличиваться на 10 процентов каждые двенадцать месяцев.

    И та, и другая отрасли сейчас развиваются достаточно активно, уже совсем близко подходя к неизбежному соприкосновению. А ведь именно на таких стыках и происходят, как правило, главные открытия, ведущие к глобальным изменениям. Специалисты уверены, что более глубокое "погружение" IT-технологий в сферу медицины и здравоохранения могло бы привести к принципиально новым решениям в плане сохранения здоровья и продления жизни человека.

    Причем речь идет не только о медицинских и лечебных процедурах и вмешательствах с применением новейшего оборудования, но и о создании медицинского искусственного интеллекта, о прогнозировании развития заболеваний в многолетней перспективе и их профилактике. Даже перспектива появления цифрового двойника пациента - это уже не далекая фантастика, а завтрашний, в крайнем случае послезавтрашний, день.

    Единственное, что тормозит интеграционный процесс, - некоторая замкнутость обеих систем.

    По мнению замдиректора Международного научно-образовательного центра "Безопасность и надежность критических цифровых технологий" Университета ИТМО Марины Шутовой, медики и айтишники пока не очень хорошо понимают друг друга. Разработчикам IT-технологий сложно создать продукт, который был бы легко принят во врачебную практику, по одной причине - они не могут глубоко проникнуть в рутинную работу отдельно взятого врача и в целом здравоохранения как системы. Так устроено законодательство и вся система отечественной медицины.

    В итоге качественные, с точки зрения разработчиков, IT-продукты оказываются слишком сложными и неудобными, а то и вовсе бесполезными в практическом применении.

    И в этом смысле круглый стол, за котором условно собрались для разговора медики и IT-разработчики, оказался весьма полезным.

    - Цифровизация может объединить уже идущие в медицинской сфере процессы информатизации, автоматизации, роботизации, - говорит управляющий ЭТМ по взаимодействию с вузами и отраслевыми учебными центрами, почетный член правления клуба ИТ-директоров Санкт-Петербурга Игорь Мялковский. - Цифровизация медицины должна содержать два взаимосвязанных направления: внутренняя цифровизация, при которой все приборы и системы медицинского учреждения, предназначенные для обработки данных, будут использовать цифровую форму сигналов, а все рутинные медицинские функции будут автоматизированы, и внешняя - интеграция "внутренних" или корпоративных цифровых систем с внешними сервисами. При этом цель такой цифровизации - "резонансно", за счет синергии, повысить производительность взаимодействия коллектива врачей, обслуживающего персонала, внешних консультантов и промышленных предприятий по производству медицинской продукции.

    Только потом, по мнению экспертов, можно будет переходить к дальнейшей цифровой трансформации, при которой IT-технологии смогут активно использоваться в диагностике и лечении пациентов в очном или удаленном режимах. И создание "цифрового двойника пациента", на котором врачу будет проще изучить болезнь, прогнозировать ее развитие и течение, а также подобрать наиболее эффективное лечение, станет реальностью. Как объяснила Виктория Коржук, доцент факультета информационной безопасности Университета ИТМО и сотрудник МНОЦ, цифровой двойник пациента - сложная концепция, объединяющая в себе базы данных, получаемые и хранящиеся распределенно в разных информационных системах, математические формулы, объясняющие процесс аутентифицированной обработки данных, и программное обеспечение, способное реализовать все необходимые функции.

    Но для этого нужны большие объемы информации, включающие не только врачебные заключения о состоянии здоровья, но и данные анализов, медицинских исследований, врачебных консилиумов и т. д. Кроме того, необходима база данных самих болезней, их симптомов, развития, результатов лечения. И созданные на этой базе алгоритмы работы с использованием математических методов, включая искусственный интеллект.

    И тут возникает несколько препятствий. Во-первых, такая информация весьма специфична - она разнородна качественно и количественно. Во-вторых, хранить ее необходимо длительное время, и это вопрос совершенства серверов. И, в-третьих, все это осложняется конфиденциальностью и юридической значимостью информации.

    Именно поэтому Минздрав не приветствует доступа айтишников к базам данным, а без этого создание искусственного интеллекта в этой сфере проблематично. И пока большинство учреждений здравоохранения использует в "цифре" только общепринятые способы. Например, МИС-систему автоматизации документооборота, содержащую электронные медицинские карты, данные исследований, показания исследований и т. п. Как правило, эти системы закрыты и не предусматривают взаимодействия с внешними сервисами, что делает невозможным обмен данными, усложняет аналитику и IT-разработки.