В двух районах Зауралья такие котельные работают до сих пор. Так, в селе Медведском Щучанского района сельхозпалы не проводят - здесь наладили безотходное производство: после уборки на фермерские поля заходят коммунальщики, которые используют растительные остатки в качестве топлива для котельных.
- В хозяйствах в последнее время стали сеять больше льна, - рассказал "РГ" начальник участка предприятия "Теплоснаб" в Медведском Владимир Некрутов. - А солому девать некуда: собственного производства по ее переработке нет, на корм и подстилку для скота она не идет. Но зато прекрасно горит: в стеблях остается около 10 процентов масла, за счет этого повышается КПД котла.
По словам Некрутова, предприятие даже обзавелось специальной техникой для заготовки соломы. В прошлом году ее накосили и накрутили в рулоны столько, что хватит еще месяца на два. От угля, правда, тоже не отказываются - в морозы на одной соломе все-таки не продержаться. Но с углем всегда много хлопот, да и цена на него постоянно растет. Случаются и перебои с поставками, особенно в начале отопительного сезона. Вот тут как раз выручает солома. Как подчеркивает руководитель, за три года никто не пожаловался, что в квартирах, школе, детсаду, которые отапливает предприятие, холодно: автоматика поддерживает в системе постоянную температуру. Для коммунальщиков же выгода очевидна: с появлением альтернативного топлива дорогостоящего угля требуется чуть ли не вдвое меньше, чем раньше. За нынешний отопительный сезон, подсчитали в компании, в Медведском сожгли 721 тонну соломы и всего 660 тонн угля.
Нынче о соломе вспомнили еще и в связи с пожарами. Если наладить ее заготовку, фермерам не будет нужды устраивать сельхозпалы.
- У нас сотрудничество с теплоснабжающей компанией взаимовыгодное, - поделился один из щучанских аграриев. - Все равно пришлось бы от соломы избавляться, а так она идет в дело.
В Альменевском районе впервые солому начали заготавливать в 2018 году, когда возникла острая проблема с углем из-за отсутствия вагонов у поставщиков. Жизнь заставила искать альтернативные виды топлива - стали изучать опыт не только соседних областей, но и других стран, и решили попробовать солому. При том что она по теплотворной способности сравнима с бурым углем, это еще и местное топливо, которое не нужно везти за тридевять земель.
У муниципалитета появилась возможность убить сразу трех зайцев: снизить пожарную опасность, не бояться задержек поставок угля, улучшить экологию. Главное, недостатка в соломе нет: Зауралье - сельскохозяйственный регион, пашут и сеют здесь много. Специальные котлы, приспособленные для сжигания такого топлива, как оказалось, производят в соседней Свердловской области - на заводе "Уралкотел". И работа пошла.
- Тогда была большая заинтересованность правительства Курганской области в новом деле, - вспоминает бывший начальник Альменевского участка теплоснабжающей организации "Пермьэнергосервис" Иван Светличный. - К нам приезжали представители пожарного надзора, регионального департамента ЖКХ, делали замеры, считали плюсы и минусы. На заводе для нас разработали автоматическую загрузку тюков, мы сделали пробные топки. Результат оказался даже выше, чем ожидали.
По словам Светличного, во время эксперимента при полной загрузке котла шесть тюков соломы по 100 килограммов каждый горели почти час. Все это время не работал вентилятор поддува, хотя на угле он автоматически включается каждые 20 минут, - так что вдобавок сокращается потребление электроэнергии. Увидев результаты, к коммунальщикам обратились фермеры, которые хотели ввести в оборот брошенные земли, заросшие бурьяном. В итоге они получили подготовленную к обработке землю, а предприятие - бесплатное топливо. Хотя, конечно, бесплатное оно условно: только на оборудование - пресс-подборщики, тракторы, технику для перевозки тюков - нужно выложить миллионы. Но все равно это выгодно.
Кроме соломы первопроходцы начали использовать в качестве топлива камыш - его на берегах альменевских озер тоже хватает, как и в селах, и даже на окраинах Кургана он стоит выше человеческого роста, вот только там бесплатное топливо никто не скашивает.
К камышу и соломе можно добавить еще и отходы деревообработки, валежник, ветки, сухостой, которые захламляют лес и повышают риск возгораний. По мнению энергетиков, при грамотной организации весь этот мусор может пойти в топку. Коммунальщики рассказывают, что когда-то областной департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды даже предлагал департаменту строительства, госэкспертизы и ЖКХ найти предпринимателей, готовых вычистить лес и сжечь собранный мусор в своих котельных. Ну а сейчас ищут, кто вырубит горельники после пожаров.
Между тем
Удачный опыт альменевцев в свое время распространили на другие районы. Однако спустя три года от него отказались все, за исключением двух муниципалитетов. Почему? Версий много. Одни говорят, что из Курганской области ушел крупный инвестор и забрал свои всеядные чудо-котлы (выкупать их власти не стали). Другие считают, что проблема в чиновниках-лоббистах, которым выгодно, что регион закупает уголь втридорога - мол, они могут на этом что-то выгадать...