В Пушкинском конкурсе "РГ" приняли участие 25 стран

"Я медиатор между культурами", "Россия держит мир в равновесии", "Это не мода на язык, а сила, которую дает знание еще одного иностранного". Это пишут русисты из Армении, Казахстана, Узбекистана. Не отождествляя язык с политикой, участники XXII Международного Пушкинского конкурса для учителей русского языка зарубежья "От языка Союза к языку мира: зачем сегодня учат русский?" противостоят западной культуре отмены. И вот в этом году у нас рекордное количество участников. Редакция получила, а жюри прочитало 332 работы из 25 стран. Впервые в конкурсе принимают участие русисты из Финляндии и с Кубы.

Есть и учителя из ДНР и ЛНР. Для них особенно сейчас очевидно, что русский - язык-защитник мира и культуры. "Современные дикари сносят памятники Пушкину или перекрашивают их в желтый и голубой цвет. "Сашко Гарматный" - так пытались окрестить они нашего Пушкина ("гармата" - "пушка" в переводе на украинский), - пишет Наталья Кайдаш из Донецка. - Если бы мог Александр Сергеевич вызвать их на дуэль и достойно ответить этим варварам!".

Что делать? Только честно и качественно выполнять свою работу, убеждены участники конкурса. Ведь нечем заменить межнациональный и межкультурный русский ни в Киргизии, ни в Молдавии и Финляндии. Только у нас можно получить эсэмэску: "Салем, Катерина, Христос Воскрес!" - сообщают нам из Казахстана, где проживает 130 национальностей, и добавляют, что за последние семь лет количество школьников, которые получают образование на русском, выросло с 800 тысяч до 1,1 миллиона - почти на треть.

Только в Казахстане можно получить эсэмэску: "Салем, Катерина, Христос Воскрес!"

В 34 вузах Узбекистана ведется обучение по совместным с Россией программам, а для студентов-медиков русский - это средство получения профессии. Узбекам вторят коллеги из Монголии, которая в этом году получила 600 квот на бюджетные места в вузах России. Здесь работает более 500 российских и совместных предприятий, готов проект газопровода "Союз Восток", значит, потребуются квалифицированные кадры, владеющие русским.

В латвийских политических реалиях право на уроки русского языка и литературы приходится отвоевывать с боем. Но судя по работам наших участников, выросло новое поколение педагогов, у которых это получается. "Русский язык и литература полностью вытесняются из системы школьного образования. Для чего это делается? Для того чтобы ассимилировать русских. Заставить их выехать. Лишить их права на родную культуру, права на знание своей истории, а следовательно, и памяти о том, что они - потомки воинов-освободителей, победителей нацизма, - пишет молодой русист из Риги Александр Филей. - Борьба с культурой, с родным языком, с мировоззрением - это наша искаженная реальность".

Впрочем, и ученики молодых педагогов, так называемое поколение Z ("цифровые зумеры"), внимательно смотрят в сторону русского языка. "Нужную мне информацию я часто нахожу на русскоязычных сайтах", - это слова одиннадцатиклассника из Азербайджана. Закономерно. Ведь по количеству ресурсов в Сети язык Пушкина занимает второе место в мире.