Елена Авакян: Всем, кто занят в креативном секторе, нужны базовые знания в области интеллектуального права

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов и советник адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" и лектор Школы интеллектуального права "Креатус" Елена Авакян – о переосмыслении института интеллектуальной собственности и будущем креативных индустрий в эпоху турбулентности.
Фото предоставлено пресс-службой Школы "Креатус"

Мы привыкли ассоциировать креативную экономику с глобальным миром, где обмен идеями, технологиями, нарративами становится все более свободным. Может ли она нормально функционировать в изоляции?

Думаю, мы так или иначе приспособимся. Практика показала, что полностью закрыть какое-либо общество нереально. Изоляция была возможна 100 лет назад. Сейчас же информационное поле таково, что изоляцию можно только имитировать. Креативные индустрии действительно существуют в глобальном мире и быстрее всех найдут выход из сложившейся ситуации.

Санкции и контрсанкции существенно меняют возможность монетизации интеллектуальной собственности: уже принято решение о нулевой ставке вознаграждения при принудительном лицензировании технических решений из недружественных стран, обсуждается идея такого же принудительного лицензирования объектов авторского права. Как это повлияет на креативное производство?

Цель права интеллектуальной собственности – стимулировать творчество и разработки. Чем ниже ставка, чем ниже вознаграждение и меньше возможностей его получить, тем ниже заинтересованность. Но нулевая ставка вознаграждения предусмотрена только для правообладателей из недружественных юрисдикций – в своих странах они по-прежнему будут пользоваться рыночными ставками вознаграждения. Это пусть неприятная, но, уверена, временная мера. Так или иначе, фильмы не перестанут сниматься, музыка не перестанет записываться, просто в разных странах будет разная стоимость доступа к разному контенту. На мой взгляд, принудительное лицензирование с нулевой ставкой все же лучше открытого пиратства. Мы много лет с огромным трудом отучали население от пиратского контента и уже начали привыкать к более-менее цивилизованному рынку. Стать цивилизованным - очень сложно, одичать - очень просто. Так что хотя бы какие-то механизмы реализации права интеллектуальной собственности должны остаться.

Значит, нам не грозит перспектива превратиться в пиратскую бухту?

Но мы ведь уже были такой бухтой. Возвращаться в 90-е, наверное, не стоит. Да, мы станем первым государством, которое вводит принудительное лицензирование объектов авторского права. Это само по себе интересно - когда ищутся новые способы обеспечения каких-либо прав. А принудительное лицензирование - это тоже обеспечение права. Потому что это учет, это понимание - сколько, чего где и как использовалось. Если ситуация изменится, правообладатель сможет получить хоть какое-то вознаграждение. Пиратство же абсолютно бесконтрольно.

А какие-то новые возможности для российских креативных индустрий нынешний кризис открывает?

Когда что-то, ранее недоступное из-за жесткой юридической защиты, становится доступным - это дает толчок к развитию. Если ситуация будет использована грамотно - в том числе в промышленном производстве - мы сможем создать что-то новое.

Меняется и ситуация в креативной экономике, и нормы интеллектуального права - значит, по идее, должно меняться и профильное образование? Каким оно сейчас должно стать, по-вашему?

Чем более фундаментальным, тем лучше. Если законы постоянно меняются, нужно прежде всего понимать, как работает сам институт и к каким последствиям в среднесрочной и долгосрочной перспективе эти перемены могут привести. К сожалению, у нас мало юристов, которые ориентируются в вопросах интеллектуальной собственности. Большинство из них полагает, что это тема для каких-то "высоколобиков", узких специалистов, которые занимаются "какими-то там науками". Мало кто понимает, что это касается нас всех без исключения – в какой бы области мы ни работали, шагу нельзя ступить, чтобы с интеллектуальной собственностью не столкнуться. Всем, кто занят в креативном секторе, нужны базовые знания в области интеллектуального права, и важно общение с экспертами, способными не просто читать лекции, полные специальных терминов, а показывать, как инструменты защиты интеллектуальной собственности работают в жизни. На реальных примерах - причем не только и не столько из судебной практики. Такой подход предлагает, например, Школа интеллектуального права "Креатус", запущенная этой весной Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы и Научно-образовательным центром интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Это первый в России опыт преподавания интеллектуального права не юристам, а творческим предпринимателям.

А как выглядит обучение на реальных примерах?

Предположим, креатор пишет компьютерную программу. Эксперт должен показать ему, по каким правилам строится работа с банками данных, библиотеками и другими ресурсами, где граница между параллельным творчеством и переработкой чужого. И если раньше нам достаточно было знать, что лицензионный продукт защищен, то сегодня правила меняются. Появляются версии продуктов, и для каждой нужно четко определять рынки. Еще недавно мы жили в парадигме мировой новизны и защиты права интеллектуальной собственности в глобальном масштабе, сейчас же нужно учитывать границы, где продукт может распространяться и где нет, понимать, как, например, на это может повлиять релокация бизнеса, и так далее. Кстати, фундаментальное образование в сфере интеллектуальной собственности нужно не только креаторам, но и тем, кто регулирует креативный бизнес. Чиновникам, которые сейчас пишут новые законы, тоже важно общаться с экспертами. И не только с правоведами, но и с теми, кто непосредственно занимается бизнесом. Создавая любое регулирование, тем более, контрсанкционное, нужно заранее думать, как мы будем возвращаться к нормальной жизни, и оставлять для этого двери.