Об этом и о перспективах сельского туризма мы говорили с экспертом по развитию туристских территорий, руководителем Центра развития туризма в Маслянинском районе Новосибирской области Еленой Воротниковой.
Елена, давайте предположим, что я мэр российского города. Как мне превратить его в туристическую Мекку?
Елена Воротникова: Во-первых, необходимо создавать и объединять сообщества гидов-экскурсоводов и обучать их по современным стандартам.
Очень важно развивать формат индивидуального сопровождения "друг на день". Это очень востребовано. Люди приезжают на выходные в город и понятия не имеют, куда им пойти, кто может рассказать особенные истории о нем. Во-вторых, нужно создавать не точечные достопримечательности, а пространства с понятной навигацией. Сегодня у туриста зачастую нет ни доступных карт, буклетов, ни удобных приложений. И в-третьих, надо навести порядок. Как правило, достопримечательности, за исключением некоторых памятников, не ухожены, не обозначены.
Даже в больших городах?
Елена Воротникова: Показательный пример. Участнице одной из бизнес-конференций, проходившей в Новосибирске, захотелось посмотреть на памятник лабораторной мышке.
Таксист высадил гостью у Оперного театра, не объяснив, что до заветного памятника еще около 25 километров. А на улице февраль, мороз. Женщина быстро замерзла и устала.
Она позвонила мне со словами: "Спасите меня!" Я приехала, объяснила, что визит к мышке лучше отложить до завтра. Мы зашли в сувенирный магазин, а затем в баре проговорили несколько часов. И наша гостья узнала о городе гораздо больше, чем могла бы самостоятельно.
Такой друг на день - это еще и постоянная работа для продвижения уникального привлекательного образа города. Например, в Омске прекрасный центр, есть парки с ландшафтным дизайном, музеи, много храмов, прогулочных зон, атмосферные кафе с хорошей кухней. Между тем у города остается репутация несколько депрессивного, промышленного города. И это следствие недостаточных усилий для продвижения образа Омска.
Вы возглавили центр развития туризма. Думаете, сельский туризм перспективен?
Елена Воротникова: В селах, как и в крупных городах, нужны уникальные туристические объекты. И они есть, и их можно создать в любой точке нашей страны, было бы желание.
Современные деревенские музеи не ограничиваются стандартными экспозициями. Яркий пример - наше село Егорьевское. Слышали о нем немногие. Однако почти два века оно остается сибирским Клондайком. Как уверяют работники музея, здесь намывали и намывают самое чистое золото. Когда об этом рассказывают увлеченные экскурсоводы (это, наверное, самое важное условие успеха), люди потом возвращаются, привозят друзей.
Меняется и имидж сельского туризма: сегодня это комфортный и безопасный отдых. Но не везде. А для него очень важно избавиться от клейма "советской провинции" - с точки зрения именно уровня комфорта.
А историю мы сохраняем. В Маслянино создают парк, посвященный "прекрасной эпохе" с пионерией, памятниками вождям, газировкой из автоматов. Три года назад здесь было болото. А сейчас - точка притяжения и для туристов, и для бизнеса. Здесь открыли ресторан, где подают блюда из экопродуктов.