27.05.2022 00:41
    Поделиться

    Завод-история "ЗИЛ": что выросло на его месте

    Без малого десять лет прошло с тех пор, как власти Москвы приняли решение о реновации территории "ЗИЛа". Завода, с конвейера которого сходили фронтовые машины, грузовики, автобусы и даже лимузины для советской элиты и о котором с теплом вспоминает не одно поколение россиян. Последний его цех снесли в 2020-м, а недавно здесь впервые открылась набережная Москвы-реки, названная в честь художника Марка Шагала. Осталось ли что-нибудь от знаменитого предприятия? Как теперь живет полуостров, который еще не так давно был центром советской и российской индустрии?
    Многие не верили, что в районе "ЗИЛа" можно будет выйти к реке. Сегодня здесь - новая набережная.
    Многие не верили, что в районе "ЗИЛа" можно будет выйти к реке. Сегодня здесь - новая набережная. / Сергей Михеев

    Дух и цех

    "Эта территория с разными культурными слоями, которые появились задолго до появления "ЗИЛа", - напомнил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. До революции здесь был Симонов монастырь, от которого почти ничего не осталось, Тюфелева роща, заново возрожденная уже во время редевелопмента... Они делали этот район в излучине Москвы-реки центром духовной жизни города. Первые корпуса автозавода появились в конце XIХ века. После революции, когда АМО национализировали, предприятие сосредоточилось на ремонте грузовиков и поначалу не могло особо соперничать с зарубежными автогигантами. В 1926-м директором завода стал один из основоположников нашего автопрома Иван Лихачев. К 1930-м территорию "ЗИЛа" стало не узнать. Производство тогда "заточили" под выпуск машин нового поколения, что потребовало значительных людских и фабричных ресурсов. На заводе появился даже свой главный архитектор, так как кроме цехов строились собственные ясли, поликлиника, Дом культуры... И вообще жизнь была такой активной, что даже ГАИ постоянно дежурила. Делали на "ЗИЛе" в ту пору грузовики "ЗИС-5" и "ЗИС-15", позднее - "ЗИЛ-130-31", без которых не обходилась ни одна уборочная страда, ни одна крупная стройка. Выпускали и автобусы "ЗИЛ-158", и, конечно, кто не помнит советских лимузинов разных поколений - они тоже были родом отсюда. К 1980-м годам на "ЗИЛе" работали 80 тысяч рабочих, а с его конвейера сходило более 800 тысяч грузовиков в год.

    Без лошадиных сил

    Но в 90-е госзаказ стал исчезать и завод начал деградировать. Рынок наводнили подержанные европейские и китайские фургоны. "ЗИЛовские" многотонные грузовики в эти реалии не вписывались. Не спасли и "Бычки" - грузовики малого класса, которые он попробовал выпускать. К 2010 г., когда Москву возглавил Сергей Собянин, на "ЗИЛе" сложилась парадоксальная ситуация. У завода было 15 миллиардов рублей долгов и уже запущена процедура банкротства, но это не мешало его руководству иметь зарплату по 200 миллионов рублей в месяц. Правительство Москвы приняло решение о редевелопменте промзоны "ЗИЛа". Корпуса пустили под снос, чтобы на их месте построить новый район. "Город в городе", "Полуостров ЗИЛ" - так в разное время называли этот резонансный проект, отдав под него 392 гектара дорогой земли в четырех километрах от Кремля. Это почти 40 парков "Зарядье" или полторы территории ВДНХ. Планировалось, что за 10-15 лет там будет построено жилье для 77 тысяч человек и одновременно создано 66 тысяч рабочих мест. "Примеров редевелопмента в мире довольно много, - рассказал "РГ" Сергей Кузнецов. - Но у нас цели сделать район, "похожий на что-то", не было. Задачей стало создать комфортное пространство с местами массового притяжения".

    Поезд к экватору

    Зримая граница между прошлым и будущим "ЗИЛа" сегодня проходит по МЦК. По одну сторону "железки" еще полуразваленные промзоны, по другую - новые кварталы "ЗилАРТ". С жилыми высотками, реконструированным парком "Тюфелева роща", дворцом хоккея, бассейном, школой-гигантом... "Наш проект предусматривает строительство полутора миллионов квадратных метров жилья, - рассказали "РГ" в пресс-службе компании-застройщика. - Это 30 корпусов с эксклюзивной архитектурой. Восемь уже заселены, 9 строятся, остальные - в планах". В основе застройки принцип "все включено": дом, а в двух шагах от него - зеленые зоны, спорткомплексы, кафе, поликлиники, магазины. "Полагаю, для завершения проекта потребуется еще лет восемь", - считает Сергей Кузнецов.

    По атмосфере улицы современного "ЗИЛа" совершенно не похожи ни на один московский район. С точки зрения архитектуры они чем-то напоминают кварталы реновации, а по тишине скорее заповедные переулки района Тишинской площади. Даже на проспекте Лихачева, главной магистрали "ЗИЛа", все шесть полос свободны процентов на 80. Гораздо больше, чем машин, тут велосипедистов и людей на самокатах. Это здесь самый удобный транспорт - до всего можно доехать минут за 5-10. Рабочие места здесь в основном сосредоточены в бизнес-центрах, а также салонах связи, кафе на первых этажах.

    Гуляет же народ в основном по уютным внутридомовым пространствам, больше напоминающим мини-парки. Один из таких променадов пролегает между двумя достопримечательностями современного "ЗИЛа" - парком "Тюфелева роща" и новой набережной Марка Шагала. Оба они добавляют "полуострову" изюминок. Вот, например, пергола в парке - одновременно и смотровая площадка, и прогулочная зона, и кафе, куда можно попасть с обратной стороны. Но главное, по задумке основателя бюро !melk Джерри ван Эйка, эта конструкция - символ автомобильного конвейера. А на другом конце променада - набережная Марка Шагала. "Долгие годы казалось, что выйти здесь к Москве-реке невозможно, - говорит Сергей Кузнецов. - Но недавно набережную открыли и она становится центром притяжения жителей". Автомобильная и прогулочная зона на набережной Шагала примерно равны. Четко разделены пространства для прогулок, беговые и велосипедные дорожки. В нескольких местах стоят крытые павильоны: в них можно будет купить какие-то мелочи, выпить кофе. У одного из павильонов - кровля с травой, по которой можно гулять. А у другого строения вместо обычной крыши - уличный амфитеатр с видом на другой берег. Что бросается в глаза - в районе почти не встретишь пожилых людей. Везде в основном молодежь - гуляет, бегает, занимается с детьми. Создание однородной социальной среды компания-застройщик считает еще одним преимуществом своего проекта.

    Вопрос экспертам

    Что несет Москве и москвичам появление нового района на месте "ЗИЛа"?

    Амир Идиатулин, генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects:

    - "ЗИЛ" - перспективный проект, который повлияет на жизнь прилегающих районов и всей столицы. Проблема Москвы, как и других городов России, - моноцентричность. Есть ярко выраженные центры, где сосредоточены основные функции, окраины же долгое время превращались в спальные, монофункциональные районы, из которых люди были вынуждены ездить на работу, за досугом.

    Редевелопмент "ЗИЛа" -возможность сформировать новый центр, где комфортно жить и работать.

    Иван Татаринов, коммерческий директор девелоперской компании Glincom:

    - Это знаковый для Москвы проект. Комплексное освоение такой огромной территории позволяет спроектировать новое пространство, новую среду, которая будет отвечать современным запросам общества. У архитекторов и проектировщиков здесь развязаны руки, места хватает для всего.

    Кстати

    Минимальная цена квартиры в районе "ЗИЛ" - 12 миллионов рублей. Средняя - 28,1 миллиона рублей при средней площади 66,9 кв. м. Об этом сообщила руководитель департамента аналитики и консалтинга "НДВ Супермаркет Недвижимости" Елена Чегодаева.

    Поделиться