- История двигателя началась около шести лет назад, когда нам было необходимо разработать новый двигатель для самолета Як-52, - рассказал главный конструктор двигателя, профессор кафедры самолето- и вертолетостроения НГТУ НЭТИ Илья Зверков. - Известно, что самолеты у нас есть, а ресурс двигателей М-14П, которые используются на этих самолетах, подходит к концу. Поэтому и существует необходимость в новом двигателе.
Ученые проанализировали рынок и выяснили, что, если делать двигатель только для замены М-14П, объем выпуска будет не очень велик. Это значительно увеличит стоимость новой силовой установки. В результате инженеры решили собирать силовую установку для Як-52 из двух двигателей-модулей. Проект получил название "Модуль-Д".
Авиаконструкторы создали двигатель с использованием технологии микродугового оксидирования. Она позволяет получить сверхтвердые и износостойкие покрытия на трущихся деталях. "Модуль-Д" весит не более 100 килограммов и при этом выдает 200 лошадиных сил. Он может эксплуатироваться как самостоятельная силовая установка. Например, на самолете Ил-103.
Ученые отмечают, что спаренный двигатель будет выдавать уже 400 лошадиных сил. Он будет пригоден к использованию на самолетах типа Як-52 или Як-18Т.
Результаты испытаний на аэродроме показали правильность выбранной концепции. В ближайшее время конструкторы займутся устранением выявленных недочетов.
Инженеры также собираются заменить узлы и агрегаты зарубежного производства, такие как стартер, генератор, топливный насос, на агрегаты российского производства.
- Таким образом, двигатель будет не только первым полностью алюминиевым, но еще и на 100 процентов российским, - обещает инженер-лаборант кафедры аэрогидродинамики и разработчик двигателя Илья Коновалов.
80 процентов деталей "Модуля-Д" сделаны в Новосибирской области. По словам авиаконструктора, подобных двигателей для самолетов в мире не существует.