Владимир Геннадьевич, одним словом, само развитие страны требовало появления Публичной библиотеки?
Владимир Гронский: Разумеется. Еще в середине 60-х годов XVIII века граф Александр Строганов обратился к Екатерине II с предложением о создании Российской Публичной библиотеки. Но тогда еще не созрели необходимые условия. С самого начала, когда в 1795 году Екатерина II приняла решение, что будет построена Публичная библиотека, речь шла о том, что здесь будут собираться все книги, издающиеся в России, а также "Россика" - зарубежные книги о России. Ведь это же чрезвычайно важно и любопытно: знать, как иностранцы воспринимают нашу страну. Ныне коллекция "Россики" в РНБ - самая большая в мире.
Открытие Императорской Публичной библиотеки планировалось в 1812 году. Война с Наполеоном отодвинула это событие, хотя фонды в определенной части были уже сформированы. К примеру, в 1805 году было создано депо манускриптов - нынешний отдел рукописей.
На протяжении десятилетий и веков коллекции библиотеки росли и приумножались. Потери во времена катаклизмов были минимальными. Недаром эвакуация особо ценных фондов в Мелекес во время Великой Отечественной войны должна быть оценена как уникальная логистическая операция, ничего не было утеряно и повреждено.
Сейчас библиотека насчитывает почти 40 миллионов единиц хранения. Это своего рода книжный Эрмитаж. По количеству печатных изданий мы входим в пятерку крупнейших библиотек мира, а по содержательной части нам, пожалуй, вообще нет равных. Семь тысяч инкунабул, 440 тысяч рукописей! Отдел картографии - один из крупнейших в мире.
А какими раритетами особенно гордится Российская национальная библиотека?
Владимир Гронский: Остромирово Евангелие середины XI века, это старейшая книга России. Лаврентьевская летопись 1377 года - по сути учебник истории Древней Руси. В ней впервые описано житие Александра Невского. Это истоки нашей государственности. Среди раритетов - Синайский кодекс IV века, молитвенник шотландской королевы Марии Стюарт, с которым, по преданию, она не расставалась до последних мгновений своей жизни. На некоторых страницах сохранились даже ее собственноручные записи! А личная библиотека Вольтера? Во Франции ее нет, а у нас есть.
Известно, что Николаю I были не по душе воззрения французского энциклопедиста, и он распорядился передать коллекцию книг Вольтера из Эрмитажа в Императорскую Публичную библиотеку. И этот пример весьма показателен: независимо от политических взглядов того или иного российского государя, было четкое понимание, что в нашем хранилище должны быть все исторические артефакты мирового масштаба.
И что еще немаловажно, с 1810 года Публичная библиотека комплектуется на основе положения об обязательном экземпляре, прописанного в ее уставе. То есть по два экземпляра всего, что напечатано в типографиях сначала всей Российской империи, потом Советского Союза, ныне - Российской Федерации. Каждую неделю из Книжной палаты к нам поступает до 12 тысяч экземпляров изданий. Мы получаем даже детские раскраски, которые так же, как и любые другие печатные издания, мы должны хранить вечно.
Чем еще может впечатлить Российская национальная библиотека? Прежде всего своей доступностью. Провозглашенный еще во времена Екатерины II, сейчас этот принцип реализован практически полностью. Не надо быть студентом, кандидатом или доктором наук, чтобы прикоснуться к рукописному и книжному богатству. Достигнув 14 лет, гражданин любой страны может записаться в нашу библиотеку и пользоваться всеми ее благами.
РНБ - настоящий живой организм. А какие проекты библиотеки вам видятся сегодня наиболее важными?
Владимир Гронский: Прежде всего назову "Книжные памятники". Благодаря ему исторические реликвии, которые были доступны только для специалистов, теперь после оцифровки вводятся в широкий научный и общественно-культурный оборот. Мы участвуем в формировании Национальной электронной библиотеки. Фактически перевод печатных изданий в цифровую среду - это опять-таки продолжение государственной политики общедоступности книжных богатств, заложенной еще Екатериной II. Мы реализуем принцип "на пользу общую", провозглашенный императрицей. Цель в том, чтобы в условиях новых цифровых технологий мировое книжное наследие могло оказаться у каждого человека под рукой - на экране компьютера, планшета или телефона.
Широко востребована наша электронная библиотека, в которой уже порядка 800 тысяч изданий. Только в прошлом году к ней обратились более 10 миллионов раз. Это колоссальная цифра! Одним словом, РНБ сегодня - и современное цифровое хранилище, открытое всему миру.
В этом году мы начали работу совместно с Российской государственной библиотекой по формированию Цифрового национального библиографического ресурса. На нас возложена задача учета всего, что публиковалось в России от начала книгопечатания до наших дней…
Высокую репутацию в профессиональном сообществе заслужил Институт дополнительного образования, действующий в рамках РНБ, в котором проходят подготовку и переподготовку библиотечные кадры со всей страны. Здесь уже повысили свою квалификацию многие тысячи специалистов, и этот процесс продолжается.
Нынешний год отмечен 350-летием со дня рождения Петра Великого…
Владимир Гронский: Его реформаторская деятельность для нас, как и для всей страны, имеет колоссальное значение. По сути, Екатерина II, основав Публичную библиотеку, продолжила его дело, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в наших фондах… К юбилею Петра мы подготовили выставки: "Победу решает военное искусство", "У истоков отечественного краеведения: первый летописец истории Санкт-Петербурга Андрей Богданов". Но самое главное, что мы не только храним и представляем наследие, связанное с императором. Эти документы работают: в год 350-летия со дня его рождения они являются важнейшими первоисточниками для различных проектов юбилейного года по всей России и за рубежом.
В наших планах ввести в научный оборот материалы, которые по указанию Елизаветы Петровны, а затем и Екатерины Великой собирали для Вольтера по всем городам России, где бывал Петр. Вольтер успел опубликовать только два тома биографии императора, но все документы остались у нас, и мы работу продолжаем. Это будет настоящим открытием и для научной общественности, и для широкой публики.
Также мы планируем цифровое воссоздание библиотеки Феофана Прокоповича, сподвижника Петра, которая по своему объему превосходила собственную библиотеку императора и хранится у нас. РНБ во время подготовки к юбилейному году активно сотрудничает с крупнейшими музеями страны.
Вы говорите, в первую очередь, об исторических реликвиях. А что касается современной литературы?
Владимир Гронский: Российская национальная библиотека - флагман культурной и интеллектуальной жизни северной столицы, и мы, конечно, способствуем продвижению книжных новинок, проводим встречи с писателями, которые возглавляют шорт-лист премии "Национальный бестселлер". У нас в гостях уже побывали Татьяна Москвина, Ольга Погодина-Кузьмина, Кирилл Рябов, Сергей Носов, Елена Одинокова. Библиотека, как и должно быть – навигатор для широкого круга читателей в книжном море.
Зрительный зал, расположенный в здании РНБ на Московском проспекте, мы оснастили современным звуковым оборудованием, заменили "одежду сцены", это пространство стало многофункциональным. Теперь на сцене РНБ с большим успехом проходят спектакли по произведениям Гоголя, Достоевского, Маяковского, Бродского, Довлатова… Для участия в постановках приглашаем лучших актеров петербургских театров.
В ходе только что прошедшего Международного петербургского книжного салона мы подписали соглашение о сотрудничестве с Госфильмофондом Российской Федерации. Теперь будем показывать еще и редкие фильмы прошлых лет. Речь прежде всего об экранизациях русской классики, исторических лентах. Через кинопоказы и театральные постановки мы решаем главную задачу - в конечном итоге адресовать зрителей к книге.
В этом году стартовал инновационный проект нашей библиотеки - профориентационная программа для школьников "Гуманитариум", которую мы осуществляем вместе с Академией талантов Санкт-Петербурга и Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Школьники получают возможность определиться с выбором будущей профессии, а также попробовать себя в креативной индустрии.
Еще совсем недавно библиотеки испытывали кадровый голод. Сегодня ситуация изменилась?
Владимир Гронский: Лучше всего об этом говорят цифры. Из почти 1300 сотрудников РНБ четверть составляют люди до 40 лет. Около 150 человек - молодые специалисты до 30 лет. Кстати, что касается читателей, то среди них тоже больше половины - молодые люди до 30 лет.
У нас работает 79 кандидатов наук, 16 докторов. РНБ - крупный научно-методический центр мирового уровня. Молодежь продолжает традиции "Публички", занимается научными исследованиями, и мы ее в этом всячески поддерживаем.
Отрадно, что многие из тех сотрудников, кто приходит в библиотеку, как им кажется, на несколько лет, остаются надолго, практически на всю жизнь, и нисколько об этом не жалеют.