Президент РФ утвердил новый порядок расчетов за контент, касающийся правообладателей недружественных стран

27 мая президент РФ Владимир Путин подписал Указ, определяющий новый порядок расчетов по лицензионным контрактам с правообладателями из недружественных стран. Согласно документу, оплата контента будет производиться на специальный рублевый счет, открытый в одном из уполномоченных банков. Такой порядок поможет избежать проблем с переводами из-за банковских ограничений и предохранит российских пользователей интеллектуального продукта от расторжения контрактов в одностороннем порядке.
Фото с телеэкрана

Указ поставил точку в дискуссии о том, приведут ли санкции в сфере интеллектуальной собственности к легализации пиратства. Документ однозначно указывает: платить за контент нужно. Управляющий партнер Zvonko Group Дмитрий Коннов отмечает, что это решение следует оценивать в контексте других уже принятых и обсуждаемых мер, в частности – разрешения на параллельный импорт и принудительное лицензирование: "Новый порядок коснется тех договоров, которые действуют сейчас, и тех, которые могут быть заключены в дальнейшем. Это еще один способ вести диалог с партнерами и искать решения, позволяющие остаться в правовом поле. Главное послание Указа: мы готовы выполнять обязательства. А вот для тех, кто не готов, конечно, надо вводить инструментарий принудительного лицензирования, по аналогии – как это уже работает в патентном праве".

Желание России оставаться в правовом поле даже в условиях жестких ограничений можно только приветствовать, считает гендиректор "Студии Союз" Александр Бочков. "Неприятен и непонятен отказ западных правообладателей от предоставления новых релизов музыки и кино, попытки расторжения действующих лицензионных соглашений. В этой ситуации страдают прежде всего пользователи – физические лица, которые в отсутствие альтернативы будут искать варианты потребления пиратского контента с плохим качеством", – отметил он.

Впрочем, расчеты в рублях никак нельзя назвать принципиально новым явлением в отношениях с лицензиарами, напоминает гендиректор лейбла "Первое музыкальное" Мария Опарина: "По лицензионным договорам мы расплачиваемся с правообладателями в самой разной валюте: долларах, евро, рублях. Конечно, сейчас у нас возникли определенные трудности: платежи возвращаются, деньги зависают. Собственно, мы и раньше порой страдали из-за волатильности валют, поэтому старались заключать договоры на оплату в рублях". С этой точки зрения введение новых четких правил поможет упорядочить расчеты. При этом Указ оговаривает, что правообладатели, в том числе и из недружественных стран, которые надлежащим образом исполняют свои обязательства по договорам, могут продолжать работать с российскими пользователями в прежнем режиме, без открытия спецсчета.

Указ – ответ на действия, инициатором которых была не Россия, говорит сооснователь и генеральный директор лейбла Soyuz Music Алексей Аляев. По его словам, сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда человек, честно оплачивающий стриминг Apple через мобильный телефон, не имеет доступа ни к новым песням Rammstein, ни к новому альбому Red Hot Chili Peppers. В то же время зарегистрировавшись через VPN на Spotify бесплатно, он свободно получит все новинки. Для российских лейблов, выступающих лицензиатами западных компаний, ситуация еще более запутанная. "Believe поставляет все новинки в цифре, а принадлежащий ему лейбл Nuclear Blast, с которым у меня контракт на выпуск компакт-дисков, перестал отгружать производственные части на новинки, ссылаясь на санкции. Или у меня контракт с Napalm, а у них цифра выпускается через Orchard. Так вот в цифре релизов нет, а компакт-диски я выпускаю. В общем, полная неопределенность", - отмечает Алексей Аляев и считает, что главное в сложившихся обстоятельствах избежать возвращения пиратства и создать понятный и прозрачный механизм выплат правообладателям.

Новые правила помогут сделать процесс расчетов с правообладателями более прозрачным, уверен генеральный директор "Москонцерта" Илья Бачурин: "Лицензиар будет видеть, что деньги депонированы на счету, даже если он по тем или иным причинам не сможет их сразу оттуда забрать. Таким образом Указ закрывает сегмент рисков, связанных с несвоевременным осуществлением платежей".

Уход с российского рынка иностранных киностудий, музыкальных лейблов и других поставщиков контента практически не затронет крупные медиахолдинги. "У наших телеканалов нет зависимости от иностранного контента, а проекты, которые идут в эфире, уже оплачены. Интересы же зарубежных правообладателей на наших радиостанциях представляют РАО и ВОИС на основании договоров", – говорит заместитель генерального директора "Газпром-Медиа" Юлия Голубева. Но для многих российских лицензиатов музыкального и видеоконтента предложенное решение станет мощным инструментом защиты. "Круг правообладателей в Указе ограничен лицами, которые могут использовать проблему с оплатой как основание для прекращения отношений с российскими партнерами. До сих пор российские лицензиаты были лишены механизмов защиты в такой ситуации, ведь формально причиной расторжения было бы неисполнение обязательств", – считает она.

При этом Юлия Голубева обращает внимание на то, что предложенные меры могут положительно повлиять на переговоры с правообладателем в рамках существующих отношений, но вряд ли станут достаточной мотивацией заключать новые контракты, в том числе на новинки: для этого нужны дополнительные изменения в законодательстве, в частности, принудительное лицензирование контента.

Предложенный механизм регулирования открывает новую эпоху во взаимоотношениях с иностранными партнерами, полагает заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов: "Указ в совокупности с продуманными законодательными инициативами – элемент новой юридической дипломатии, которая приходит на смену де-факто приостановившей свое действие обычной. Главное, чтобы эта работа делалась не в режиме "точечной застройки", а системно и регулярно".