Если конкретно, то следователи Центрального управления по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей подозревают экс-главу знаменитейшего на весь мир музея в сговоре с целью скрыть реальное происхождение исторических артефактов, которые были вывезены в ходе бурных событий, охвативших лет десять назад ряд стран во время так называемой "арабской весны". Речь идет о том, что он и пара его сотрудников — известных египтологов, как на днях сообщил еженедельник Canard enchainé ("Скованная цепями утка"), "закрыли глаза" на сфальсифицированные сертификаты пяти произведений древнеегипетского искусства, что были приобретены для филиала Лувра в Абу-Даби — столице Объединенных Арабских Эмиратов. Среди них была и стела Тутанхамона из розового гранита высотой 1,7 метра (II—I века до н.э.). Только за один этот редчайший экспонат в идеальном состоянии было уплачено восемь с половиной миллионов евро, а за все пять — несколько десятков миллионов.
Дело в том, что на тот момент, в 2016 году, Жан-Люк Мартинес возглавлял научный совет, который по поручению правительства курировал помимо вопросов предоставления филиалу Лувра в Абу-Даби парижских экспонатов, а также делал экспертную оценку предметов для пополнения его собственной коллекции. Так вот каких-либо претензий по поводу сопровождающих документов тогда высказано не было. И это несмотря на то, что другой французский специалист по Древнему Египту, Марк Габольд, обратил внимание комиссии на сомнительный провенанс стелы Тутанхамона.
Его демарш остался без ответа, но спустя пару лет во Франции инициировали несколько расследований в связи с махинациями вокруг артефактов из Северной Африки и с Ближнего Востока. Вот тогда-то выяснилось, что с бумагами не все было в порядке, и в поле зрения полицейских попал целый ряд антикваров и прочих персонажей, имеющих отношение к этому рынку. Среди них оказались торговец произведениям искусства из Гамбурга Робен Диб и эксперт по средиземноморским древностям парижанин Кристоф Куницки. Именно через их руки проходили десятки раритетов. Считается, что подделкой документов занимался немец, а пристраивал артефакты француз, у которого были широкие связи в самых различных сферах. По некоторым данным, он-то и предложил в свое время приобрести стелу. Сейчас оба находятся под арестом, и им предъявлено обвинение в контрабанде, подлоге и прочих преступлениях.
Надо сказать, что история со стелой могла бы всплыть на поверхность на несколько лет раньше, если бы местные власти обратили внимание на схожую ситуацию, случившуюся в Нью-Йорке. Там в 2017 году месье Куницки удалось продать знаковому музею Метрополитен позолоченный саркофаг одного из высших жрецов Древнего Египта Неджеманха за 3,5 миллиона долларов. При этом он представил бумаги, из которых следовало, что раритет якобы был приобретен на законных основаниях в 1971 году. Однако, как позже выяснилось, саркофаг был похищен в Каире из музея во время "цветного" бунта, закончившегося свержением президента Египта Мубарака, а затем через несколько посредников попал в руки предприимчивого парижанина. После того как эта махинация была раскрыта, нью-йоркским музейщикам пришлось в срочном порядке закрыть экспозицию, посвященную саркофагу, а в 2019 году реликвия была возвращена законному владельцу — египетскому правительству.
Скандал вокруг стелы Тутанхамона может обернуться неприятностями не только для Жан-Люка Мартинеса, но и бросить тень на Францию. Ведь, расставшись с Лувром в прошлом году, в последнее время он был официальным представителем страны в базирующемся в Женеве Международном альянсе по защите культурного наследия в конфликтных районах мира.