29.05.2022 06:00
    Поделиться

    Дмитрий Смит: Киберспорт однажды станет частью Олимпийских игр

    Вокруг киберспорта столько мифов, что развенчивать их, скорее всего, будут еще очень долго. О настоящем и будущем этого самого спорного явления мы беседуем с президентом Федерации компьютерного спорта России Дмитрием Смитом.
    Антон Вергун/ТАСС

    Дмитрий Вячеславович, киберспорт считается "территорией молодости". В 25 лет игрок для него уже старик, как вы сказали в одном из интервью. Может, поэтому многие не воспринимают его как спорт, а скорее – как молодежную тусовку, субкультуру?

    Дмитрий Смит: Особенность киберспорта в том, что он неразрывно связан с довольно сложной техникой: высокопроизводительным "железом" и визуально яркими цифровыми программами - видеоиграми.

    Именно это создает вокруг компьютерного спорта определенную молодежную субкультуру и формирует некую собственную эстетику, связывающую околокиберспортивную субкультуру с другими молодежными субкультурами. Речь идет, например, о любителях аниме, сторонниках здорового образа жизни, техногиках. Именно этим объясняется присутствие на Чемпионатах России по киберспорту косплееров, тренировочных площадок ГТО, экспозиций Игр Будущего, а также разнообразных высокотехнологичных видеосимуляторов и тренажеров.

    Но при этом следует четко понимать, что компьютерный спорт - это в первую очередь именно официально признанный спорт, такой же, как и все другие. Он полностью соответствует всем критериям и принципам профессионального спорта. Так что киберспорт - это именно спорт, а не тусовка или субкультура. Многим до сих пор трудно это признать, но это именно так.

    Эксперты прогнозируют киберспорту большое будущее. Но, как в любом деле, и здесь существуют свои проблемы. Расскажите о тех, которые сегодня являются ключевыми.

    Дмитрий Смит: И сейчас, и более двадцать лет назад, когда только создавалась наша федерация, я никогда не сомневался в перспективах и большом будущем компьютерного спорта. Будь иначе, я не стал бы тратить на это столько времени и сил. И жизнь подтверждает мою правоту.

    Самой громкой победой российских кибератлетов стал выигрыш на Десятом чемпионате мира по компьютерной игре Dota 2 (The International 10 в по Dota 2). Он проходил в прошлом году. Команда выиграла тогда 18 миллионов долларов. Однако сейчас, к сожалению, наши киберспортивные команды находятся не в лучших условиях – их активно "отменяют" и исключают из международных соревнований. Более того – вот, например, сборную и футбольные клубы России удаляют из серии игр FIFA. А некоторые издатели игр вообще закрывают доступ к своим играм из России.

    Другая сложность сейчас, пожалуй, в том, что качественные компьютеры стоят довольно дорого. Чтобы тренироваться и состязаться на профессиональном уровне, киберспортсменам во многих дисциплинах требуется дорогостоящее оборудование. Не все начинающие киберспортсмены могут его себе позволить.

    Но есть и "бюджетные" дисциплины. Для соревновательной головоломки Clash Royale достаточно самого обычного смартфона ценой около 10 тысяч рублей.

    Вообще-то все эти компьютерные игры во многих семьях считают вредными. Что можно сказать в защиту киберспорта?

    Дмитрий Смит: Это разные вещи. Тут следует изначально различать понятия "гейминг" и "компьютерный спорт". В одном случае люди действительно проводят время за видеоигрой ради развлечения. Во втором — ради достижения серьезных результатов и соревнований с живыми соперниками.

    Пожалуй, самое тяжелое в нашей работе — это ломать укоренившиеся ложные стереотипы в сознании многих наших сограждан. Многие из них по-прежнему не воспринимают компьютерный спорт как полноценный спорт, а киберспортсменов считают "детишками", "играющими" в "компьютерные игрушки". Эта проблема существовала как в первые годы нашей работы, так и сейчас. Сегодня, правда, в гораздо меньших масштабах.

    Киберспортсмены, как и другие спортсмены, живут по четкому распорядку, регулярно тренируются и занимаются с профессиональными психологами. Сбалансировано питаются, соблюдают правильный режим работы и сна, а главное регулярно испытывают спортивные физические нагрузки.

    Вопреки ошибочным стереотипам, киберспорт напрямую влияет на привычку человека к здоровому образу жизни. Уже научно доказано, что киберспортсмены по статистике в полтора раза чаще занимаются традиционными видами спорта, чем люди, которые не интересуются компьютерным спортом вовсе.

    Скажу по своему опыту, когда я профессионально занимался компьютерным спортом и был чемпионом мира по одной из дисциплин, я замечал по себе, что хорошая физическая форма напрямую влияла на качество моих компьютерных тренировок и соревнований. Когда я был на пике физической формы, у меня была быстрая реакция, высокая степень концентрации и скорость принятия решений в решении виртуальных задач.

    Каким вы видите будущее этого спорта?

    Дмитрий Смит: Я искренне надеюсь, что киберспорт продолжит активно развиваться в России и мире. Не исключаю, что компьютерные виды спорта однажды даже станут частью олимпийской программы.

    Недавно в Белгороде прошел финал Чемпионата России по киберспорту - событие знаковое. Ведь IT-кластер здесь развивается стремительно.

    Дмитрий Смит: Мероприятие действительно оказалось одновременно очень высокотехнологичным, зрелищным и привлекательным. В финале приняли участие свыше 20 тысяч человек из более 50 регионов нашей страны.

    Для кого из них победа — это не только возможность получить крупную сумму из призового фонда?

    Дмитрий Смит: Я абсолютно убежден, что профессиональные киберспортсмены, как и в любых других видах спорта, руководствуются сложным комплексом мотиваций. И материально-финансовый фактор не является превалирующим.

    Как бывший профессиональный компьютерный спортсмен, входивший в десятку сильнейших игроков мира в дисциплине "стратегия в реальном времени", могу сказать, что для меня всегда на первом месте стояли спортивный азарт, амбиции и честолюбие, радость от чувства причастности к спортивной команде, преодоления себя, от победы над соперником.

    Часто, бывало, так, что я и члены моей команды тратили на поездку на соревнования кратно больше собственных средств, чем получали в виде денег или призов за победу. В моей молодости на одних состязаниях весь призовой фонд составлял около 100 долларов на всех победителей. На других соревнованиях за победу дарили компьютерную мышку или несколько мониторов отнюдь не последних моделей.

    Предположу, что и у нынешних участников в приоритете статус в киберспортивном сообществе, спортивные амбиции и азарт. А призы и подарки при – скорее побочный продукт физически и морально тяжелого труда компьютерных спортсменов. Кто хочет больших легких денег, обычно идет в тиктокеры, букмекеры или стримеры, а не в киберспортсмены.

    Впрочем, наличие солидного призового фонда полезно. Он положительно влияет на статус соревнования и мотивацию участников.

    Поделиться