Том Йорк из Radiohead выпустил альбом с новой группой The Smile

Есть музыканты, от которых мы ждем не просто хороших песен или симфоний, а поступков, нешаблонных действий, изумлений и даже чудес. Том Йорк в этом загадочном, непоседливом и всегда непредсказуемом ряду артистов-мыслителей - и смутьянов, и нон-конформистов - всегда один из первых.
EPA-EFE/ETTORE FERRARI

В 90-е он первым из звезд начал выкладывать альбомы своей группы Radiohead в интернете бесплатно (но быстро и передумал). Раньше других начал соединять в песнях вокальные приемы вибрато и фальцет с молчанием и диковатыми шумами, шорохами, отрывистыми междометиями. Стал первым музыкантом, чьи песни начали прописывать своим пациентам психотерапевты: для успокоения и смирения, не зря же и сам Йорк постепенно увлекся йогой, медитацией… Ну а во время затянувшейся пандемии он совершил еще более неожиданный поступок.

Коллеги по группе были далеко и, чтобы те не сочли это предательством, певец и гитарист временно отказался от вывески Radiohead и собрал новый проект - The Smile. Позвал в него Джонни Гринвуда из своей "Радио-головы" и джазового барабанщика Тома Скиннера из Sons of Kemet - мастера грува и спонтанных, чуть взбалмошных, теплых, согревающих ритмов. О том, что так назывался первый состав музыкантов Queen, никто из троих при этом почему-то подумал…

Прямо сказать, "Улыбки" (так переводится слово Smile) в новом проекте оказалось мало. Скорее это был новый Ноев Ковчег: Том, Джонни и Том Второй заперлись во время пандемии в студии, чтобы вволю поиграть и не обращать внимание на тяготы мира. Порой к ним заходили друзья Тома Второго - джазмены или солисты Лондонского оркестра современного искусства). Так вместе и джемовали, импровизировали, никуда не спеша. Но карантин завершился, и они свернули работу в студии, а заодно наконец-то издали этот альбом.

В итоге A Light for Attracting Attention оказался переполнен психоделии и стилевой привольности. Есть песни привычно балладные, порой появляется азарт пост-панка и афробита. Но целом это все-таки больше похоже на очередной альбом позднего Radiohead. Креативного, экспансивного, более модного по звучанию и задорней напичканного электроникой. И как всегда действо построено на тех же настроениях, что и у Radiohead - тоска по не совершенству самого себя и жизни, тревога, разочарование, страх. Впрочем, в новом диске уже больше завораживают внутреннее напряжение, которое разряжается страстными, а порой и дрожащими монологами Йорка. Фальцет фронтмена взлетает на головокружительную высоту, под нудные и давящие гитарные аккорды Джонни Гринвуда. А порой Том Первый поет так нежно и пылко, что и Боно из U2 бы позавидовал и заслушался…

Парящие где-то вдалеке переливы пианино, густой туман гипнотизирующих метафор, электронные тембры, будто из фэнтэзийного фильма-антиутопии. Вовремя появляющаяся энергичная, штормовая песня You Will Never Work in Television Again немного расшевелит слушателей, но затем альбом вновь погрузит их в сомнения, смятения, сменяемые красивыми и атмосферными проигрышами. А затем вновь появится бодрящая - пульсирующая, бойкая и атмосферная, завораживающе сумбурная песня Thin Thing…

Все это в итоге похоже на желание порадовать поклонников разных стилей музыки: от панка и психоделии до электроники и эффектных, кинематографических саундреков. Пазл для радости других карантинных затворников в итоге сложился удачно. Но от этого самому тому Йорку только сложнее. Ведь теперь ему предстоит нелегкий выбор: какой дорогой пойти, когда все довольны и ему придется теперь решать, чем еще удивить нас и чем вдохновлять, когда главные трудности, кажется, уже позади…