Врач, который хочет расширить свои профессиональные горизонты, имеет для этого массу возможностей: обучаться можно по дополнительным программам, мероприятиям и модулям. И очно, и дистанционно, с использованием онлайн-технологий. "Конечно, дополнительная подготовка - это не личное дело врача. Профессиональный рост необходимо подтверждать. Участвуя в конференциях, учебных программах, медработник должен набирать каждый год баллы НМО. По итогам обучения проводится тестирование, и тем, кто его прошел, выдается удостоверение о повышении квалификации, - пояснил "РГ" гендиректор сервиса дистанционного медобразования Vrachu.ru Игорь Степанюков. - Это важное условие для дальнейшей работы. Ведь право работать по специальности имеют только те врачи и фармацевты, которые прошли аккредитацию и имеют подтверждающий сертификат. Чтобы пройти эту процедуру, претендент представляет в Федеральный аккредитационный центр копии документов обо всех мероприятиях повышения квалификации, подтверждая, что освоил необходимый объем материала".
При этом, отмечает эксперт, в последнее время участились случаи, когда врачам фактически продают удостоверения и сертификаты об обучении.
"Да, проблема есть. Мы ее неоднократно поднимали на встречах с участием профильных министерств и ФАС, - подтвердил "РГ" президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. - Конечно, ее нужно срочно решать - сейчас мы имеем вал коммерческих фирм, которые просто продают баллы. Но зачем нам такие врачи? Само существование таких курсов лишь подрывает репутацию системы НМО".
Непрерывное образование - общемировая практика. "В большинстве стран каждый доктор обязан проучиться по 50 часов ежегодно, а один раз в 5 лет сдать экзамен, - говорит Леонид Рошаль. - Да, не всем нашим врачам идея понравилась: нужно дополнительно учиться, а при кадровом дефиците, особенно в первичном звене, они и так перегружены".
Но альтернативы, очевидно, нет. Во Всероссийском союзе пациентов (ВСП) тоже считают непрерывное обучение необходимым. "Мы очень обеспокоены уровнем профессиональных знаний врачей, особенно в первичном звене, а также среди управленцев, - сказал "РГ" сопредседатель ВСП Ян Власов. - . Нужно начать вкладывать деньги в образовательный процесс, в том числе с целью повышения квалификации самого преподавательского состава".
Созданием обучающего материала сейчас занимается несколько сотен компаний. Многие из них предлагают полезные курсы, основанные на последних знаниях с позиции доказательной медицины. Что касается "продавцов баллов", они обычно рекламируют так называемые программы полного сопровождения, которые стоят в 2-3 раза дороже. И это "полное сопровождение" как раз и заключается в том, что от медработника требуется только одно - оплатить курс, а в ответ получить комплект документов на все запланированные на год баллы. Схема их получения выглядит так: для оформления якобы пройденной "учебы" врач передает организаторам курсов свои логин и пароль для входа в систему учета на портале НМО, а полученный комплект документов для аккредитации предъявляет работодателю и в Федеральный аккредитационный центр. В результате врач получает сертификат специалиста и допуск к профессиональной деятельности, не имея реальных знаний.
"Эту ситуацию можно оценивать с двух точек зрения - этической и юридической, - говорит Игорь Степанюков. - В современном мире, когда каждый день выходят сотни важных медисследований, появляются новые лекарства и технологии, непрерывное обучение - это вопрос ответственности перед пациентом и профессиональной порядочности, ведь знания быстро устаревают. Тем не менее спрос на курсы с "полным сопровождением" не маленький: некоторые медики готовы переплачивать только за то, чтобы "их оставили в покое".
Пока торговля баллами процветает, но юридические последствия для участников могут быть серьезными. Законом предусмотрено, что врачи, формально подходящие к учебе, могут быть привлечены работодателем к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения, их могут отправить пройти процедуру независимой оценки квалификации. "К тому же если учился доктор за счет работодателя, то в случае увольнения он будет обязан возместить затраты на обучение", - говорит Степанюков. Организаторы "левых" курсов, если их поймают, также несут ответственность - их могут оштрафовать за недобросовестную рекламу услуг на сумму до 0,5 млн рублей.
Еще одна серьезная проблема - оплата обучающих мероприятиях. "Сейчас законом "Об охране здоровья граждан в РФ" предусмотрено, что медорганизация обязана обеспечивать повышение квалификации работников. Но оплата за участие в конференциях и курсах в обязанности работодателя не входит, и врач нередко вынужден платить самостоятельно, - отмечает советник президента НМП Владимир Плякин. - Это вызывает массу недовольства. Врачи готовы учиться, но не хотят оплачивать учебу только из своего кармана. Пришло время законодательно закрепить обязанность медорганизаций оплачивать все образовательные мероприятия для своих работников. Это снимет напряжение в профессиональной среде".
Эксперты "РГ" считают, что проблему нужно решать как можно быстрее. "Во-первых, следует ужесточить контроль за качеством услуг, предоставляемых образовательными компаниями. Рособрнадзор может проводить "контрольные закупки", выявляя нечистых на руку бизнесменов. ФАС тоже имеет полномочия, чтобы находить и наказывать такие компании за размещение недобросовестной рекламы. Второй путь - необходимо расширить возможности идентификации медицинских работников через биометрические персональные данные, которые подделать практически невозможно", - предлагает Игорь Степанюков.
В Национальной медицинской палате также считают, что поймать за руку организаторов фальшивых курсов не так и сложно. "Для доказательства такого рода деятельности, действительно, наиболее эффективной мерой представляется "контрольная закупка", по итогам которой заключение направляется в Рособрнадзор. И на этом основании надзорное ведомство может принять кардинальное решение по отзыву образовательной лицензии", - пояснил Леонид Рошаль.
"РГ" направила запрос в министерство здравоохранения, где также должны быть заинтересованы в качественной подготовке врачей. "В настоящее время подготовлена и проходит согласование новая редакция документа, который определяет порядок и сроки совершенствования профессиональных знаний медицинскими и фармацевтическими работниками", - ответили в министерстве, уточнив, что принцип обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях будет сохранен. Будут также расширены возможности, которые дает развитие цифровых технологий, включая внедрение и использование федеральных и региональных медицинских и иных информационных систем, а также более широкое применение симуляционного обучения. Кроме того, предусмотрено внедрение практикоориентированных программ, в том числе в форме стажировки.
"Что же касается деятельности на рынке дополнительного медицинского образования "серых" поставщиков образовательных услуг, Минздравом России совместно с образовательными организациями и профессиональным сообществом проводится работа по мотивированию специалистов здравоохранения на сознательное повышение своего профессионального уровня, а значит, ими будут востребованы только качественные, интересные и актуальные образовательные программы", - подчеркнули в минздраве.