Мариупольский доктор получил лекарства от читателей "РГ" и помещение для работы

Недавно "РГ" рассказывала о мариупольском докторе Сергее Савицком, который проводил врачебный прием прямо на улице возле входа в разбитую обстрелами поликлинику N 4. Сергей Петрович - педиатр, но посильную помощь он оказывал и взрослым, и детям, и во время обстрелов, и после того, как отгремели бои, а город начал приходить в себя.

Каждый день Сергей Савицкий на волонтерской основе консультировал пациентов и подбирал больным лекарства из оставшихся запасов. Работать в здании поликлиники было небезопасно: там могли оказаться неразорвавшиеся боеприпасы, да и плиты перекрытия не очень надежные. Поэтому нехитрой обстановкой медицинского "кабинета" под открытым небом стали пара стульев, да снятые с автомобиля задние сиденья, служившие вместо кушетки.

В прошлой публикации "РГ" попросила читателей помочь доктору с медикаментами, которые он раздавал бесплатно и которые быстро заканчивались. И прочти сразу же появились первые желающие. Неравнодушные люди уже перечисляют деньги на покупку необходимых лекарств. При этом из обычной человеческой скромности они не хотят, чтобы их фамилии где-то публиковались. Так жительница Москвы сообщила о себе лишь, то, что ее муж и сын служили в армии, а сама она работает в госпитале и просто хочет помочь мариупольцам. А ростовчанка, перечислившая деньги, объяснила свой поступок просто: "Сумма для масштаба бедствия крохотная, но, может быть, кому-то поможет и, дай Бог, сделает хоть немного легче чью-то жизнь".

Поступают предложения и о помощи другого рода, не менее значимой для больных. Один из коллег Сергея Савицкого, известный в Санкт-Петербурге врач, готов оказать любую поддержку и медицинские консультации таким пациентам, если им потребуется лечение в городе на Неве или в Ленинградской области.

С провозом лекарств через границу в частном порядке могут возникнуть проблемы. Поэтому мы покупаем медикаменты для мариупольцев в донецкой аптеке. Сейчас в восстанавливающемся городе нужны препараты для инсулинозависимых пациентов, людей, страдающих от гипертонии. Также востребованы антибиотики, средства от простуды (что очень актуально после долгого времени, проведенного в подвалах и неотапливаемых помещениях) и гормональные средства, используемые для лечения заболеваний щитовидной железы. Многие жители Мариуполя страдают от проблем с щитовидкой из-за недостаточного внимания со стороны украинских властей к экологической обстановке в городе с крупными промышленными предприятиями.

Как оказалось, в донецких аптеках сложно сделать крупную закупку необходимых лекарств. Например, в одной из них мы скупили все имевшиеся упаковки препаратов для лечения щитовидки. Возникли проблемы и с инсулином.

- У вас есть холодильник? - интересуется сотрудница аптеки. - Инсулин нужно хранить в холоде.

Об этом мы не подумали. Холодильника в редакционной машине нет, а на улице уже жарко. И путь в Мариуполь займет немало времени. Сейчас прямая трасса закрыта из-за обстрелов, значит, нужно ехать в объезд, делая от Еленовки большой крюк через Докучаевск и Бугас. Да и там можно надолго застрять из-за передвижения колонн военной техники. Рисковать не стоит, незачем везти мариупольским больным препарат, который, скорее всего, испортится по дороге. Вместо инсулина берем побольше антибиотиков. Фармацевт советует добавить еще средства от аллергии (как раз начинается сезон) и от пищевых отравлений, что тоже может быть актуально при жаркой погоде и разбитой городской инфраструктуре. Сотрудница аптеки заклеивает ящик с медикаментами скотчем, а что не поместилось - складывает в пакет.

- Удачи вам, - говорит на прощание. И добавляет: - И передайте спасибо всем, кто помогает.

В знакомой мариупольской разбитой поликлинике работают спасатели. Саперы МЧС проверяют, не осталось ли в здании неразорвавшихся боеприпасов. В соседнем дворе стоит грузовик со зловещей надписью "Груз200". В кузове - закрытые черные мешки. Из-под развалин домов в этом районе все еще извлекают трупы.

Приема в "кабинете" под открытым небом сегодня нет, и Сергея Савицкого поблизости найти мы не можем. Но, как выяснилось, наше беспокойство оказалось напрасным. В Мариуполе активно идет восстановление, жизнь входит в нормальное русло, и больше нет нужды в медконсультациях на улице. За время нашего отсутствия разрушенную поликлинику, в которой не осталось ни врачей, ни целых кабинетов, присоединили к мариупольскому Центру первичной медико-санитарной помощи N3, и Сергей Савицкий получил новое помещение для работы - детскую амбулаторию ЦПМСП N3 на первом этаже девятиэтажки. Созваниваемся с доктором (кстати, связь в Мариуполе уже работает лучше, чем при первой нашей встрече). Отправляемся в амбулаторию.

- Я искренне благодарен всем, кто помогает мариупольцам. Мне, как патриоту своего города, очень приятно осознавать, что в России живут неравнодушные люди. Низкий поклон за сочувствие и поддержку вашим читателям. Их лекарства, любая помощь и просто доброе слово сейчас очень важны, - говорит Сергей Петрович. - Ведь именно благодаря такой помощи город так быстро восстанавливается. Я сейчас все чаще встречаю родителей и детей, которые были моими пациентами, уехали во время боев, а теперь возвращаются обратно. Знаю, что многие мариупольцы еще живут в ближайших поселках, но тоже скоро вернутся. В городе появляются свет и вода, жизнь постепенно налаживается. Да, был период, когда пришлось вести прием прямо на улице. Но теперь я перехожу в амбулаторию, буду лечить деток. Все карточки своих пациентов беру с собой. К ним присоединятся и пациенты с других участков. Работы будет много. Сейчас у нас одна амбулатория на весь Приморский район. Я уже нашел медсестру, санитарку, сторожа. Приведем помещение в порядок и начнем...

Амбулаторию уже проверили саперы. В помещении разбиты оконные стекла, даже рамы вынесены взрывной волной, на полу и столах валяются бумаги. Но мебель целая, внутренняя отделка тоже.

В знакомой мариупольской разбитой поликлинике работают спасатели. Саперы МЧС проверяют, не осталось ли в здании неразорвавшихся боеприпасов

- Только нужно привезти весы и пеленальный столик, - оценивает обстановку Сергей Петрович.

К нам подтягиваются местные жители, настороженно интересуются, кто мы такие и что нам тут надо. А узнав, в чем дело, - улыбаются.

- Мы все это время присматривали за этим помещением. Кто-то приезжал, хотел решетки сорвать и залезть внутрь, но мы подняли шум. А то, что здесь теперь будет работать детский врач, просто замечательно. Детей нужно где-то лечить, нужно им делать прививки, чтобы записывать в школы и детские сады, - говорит мариупольчанка Нина.

Сейчас амбулатория готовится к приему пациентов, и Сергей Савицкий предложил пока передать лекарства главврачу ЦПМСП N3.

С Ларисой Кошевой разговариваем под шум ремонтных работ. Поликлиника сильно пострадала во время обстрелов, но уже принимает пациентов. По словам главврача, сейчас поступает довольно много гуманитарки от МЧС и Минздрава ДНР. В основном - препараты для оказания неотложной медицинской помощи. Но некоторых лекарств пока не хватает, например, гормональных препаратов, антибиотиков, медикаментов для онкобольных. И тут на помощь приходят волонтеры и простые жители Мариуполя, которые приносят любые найденные лекарства. Причем от просьб назвать свои фамилии они только отмахиваются.

- Недавно у входа остановилась машина и вышли крепкие мужчины. Я даже насторожилась: зачем идут к нам. А они привезли лекарства, которые сейчас даже в Донецке трудно найти. Это особые препараты для лечения заболеваний щитовидки и гипофиза. Оказалось, мужчины разгребали завалы и наткнулись на ящик с медикаментами. Судя по всему, там была аптека. А вообще почти каждый день кто-то что-то приносит. Разумеется, мы раздаем все эти лекарства тем, кому они нужны. Впрочем, нам приносят не только лекарства. Вон видите баллон со строительной пеной? Это передал один из пациентов, который увидел, как я тряпочками затыкаю дырки от осколков, - рассказывает Лариса Васильевна.

Сергей Савицкий рассказал, что может сейчас поддерживать связь только благодаря помощи мариупольцев. Пока он принимал пациентов у входа в разрушенную поликлинику, в его квартиру проникли мародеры и унесли телефоны. Но врач оставался вне зоны доступа совсем недолго. Свой телефон ему отдал один человек, карточку оператора ДНР "Феникс" - другой, карточку-"пополняйку" - третий. Такая взаимовыручка и помощь друг другу всем миром после общей жизни в подвалах стала в Мариуполе обычным явлением.

- Когда меня спрашивают, как мы живем и лечим, я отвечаю - коммуной. Это, пожалуй, самое верное слово. Вот сейчас, например, я работаю с пациентами с полвосьмого утра и до полвосьмого вечера. А кто-то за это время наварит борщ на весь наш подъезд и всех накормит. В субботу, когда я буду свободна, я тоже напеку на весь подъезд пирожков. Так же и с лекарствами у нас. Приносим друг другу, у кого что есть. Иначе мы бы просто не выжили, - говорит Лариса Кошевая.

- Выходит, что наши читатели, перечислившие деньги на лекарства, тоже внесли свой вклад в вашу коммуну и в какой-то мере стали ее членами? - спрашиваю я.

- Выходит, что так, - улыбается Лариса Васильевна.

Когда верстался номер

Донецк попал под мощный обстрел. На этот раз снаряды рвались прямо в центре города. Как отмечают дончане, такого не было уже давно. В результате обстрела, по предварительным данным Штаба территориальной обороны ДНР, погибли не менее шести человек. Еще 14 жителей города получили ранения. Как сообщил мэр столицы Алексей Кулемзин, в Буденновском районе погибла 14-летняя девочка, а еще одна ее ровесница госпитализирована.

По некоторым данным, сработала система ПВО, что-то удалось сбить, но полностью защитить город от массированного обстрела не получилось. Как отмечают специалисты, обстрел велся из системы залпового огня "Смерч" с кассетными боеприпасами и из крупнокалиберной артиллерии. Причем не исключено использование гаубиц иностранного производства. Корреспондент "РГ" наблюдал, как специалисты обсуждали найденные на месте взрыва осколки, похожие на маленькие цилиндрики. "Такого еще не применялось", - отметил кто-то.

Один из снарядов попал в школу 22 в самом центре города, недалеко от Крытого рынка в Ворошиловском районе. На месте обстрела звучат сирены "скорых", а тротуары усыпаны битым стеклом. На перекрестке лежит труп: женщина в момент обстрела оказалась на открытом месте и, судя по всему, погибла сразу.

Мощный взрыв буквально разворотил вход в школу, разнеся кирпичные колонны. Плиты перекрытия опасно нависают над головой. Спасатели предупреждают, что здесь прохода нет: потолок в любую секунду может обвалиться, и, чтобы обезопасить проход, нужно ставить подпорки. Но в школу можно попасть через разбитые окна. Внутри разнесенные взрывной волной классы, заваленные обломками коридоры, следы осколков. Клубы неосевшей еще пыли. Под обломками и толстым пыльным слоем - еще два трупа. В пыли трудно понять, кто это. Похоже, что сотрудницы школы. Одна из погибших пыталась в последний момент прикрыть лицо руками. К счастью, детей в момент артиллерийского удара в школе не было.

- Со мной все в порядке. Жива, здорова, - говорит кому-то по телефону бредущая по коридору шокированная женщина. В приемной собирают документы. В кабинете бухгалтерии звонит телефон, погребенный под грудой досок и обломков. Звонит настойчиво, снова и снова. Но на этот звонок ответить уже некому.