Но что на практике это значит для рядового американца? Несколько лет назад автору довелось пересечь территорию США на автомобиле от Атлантического побережья к Тихоокеанскому и обратно. Заправляться на этом пути пришлось пару десятков раз. Цены на бензин заметно отличались от штата к штату. Самые дешевые галлоны на пути стоили немногим больше 2 долларов, а самые дорогие - около 3,5 доллара. Исключением стала затерянная на просторах калифорнийской пустыни АЗС, где пришлось платить аж по 5 долларов за галлон, но бак был пуст, а до ближайших заправок - десятки километров, поэтому выбирать не приходилось. Выросший вдвое чек сразу обращал на себя внимание и бил по карману.
Сегодня же 5 долларов - это уже почти нормальный ценник. По соцсетям гуляют фото с заправок в штате Калифорния, где в среднем цена еще на доллар выше, а на отдельных АЗС берут по 7-8 "зеленых" за галлон. Может показаться, что нынешняя стоимость бензина в США (около 80 рублей за литр в пересчете на наши величины) не так уж проблематична с учетом довольно высоких доходов у американцев. Но цифры не должны вводить в заблуждение. Расходы у обычного американца расписаны плотно и свободных денег не так много. Несколько лет назад шуму наделала статья в журнале The Atlantic, выяснившем, что у 47 процентов американцев нет свободных 400 долларов, чтобы покрыть экстренные расходы на эту сумму - для этого им придется брать взаймы или залезать в кредит.
По данным телеканала CNBC, ссылающегося на исследование Yardeni Research, при нынешних ценах среднее домохозяйство в США потратит на бензин около 5 тысяч в год долларов вместо 2,8 тысячи в прошлом году. Если пересчитать, то получается примерно на 200 долларов больше ежемесячно. Такая прибавка для десятков миллионов американцев либо съедает те самые немногие свободные деньги, если они были. А если нет, то, как отмечал телеканал Fox Business, вынуждает "переосмысливать свои ежедневные поездки и траты". Проведенный в марте опрос ААА показал, что при цене в 5 долларов за галлон почти 60 процентов жителей США будут вынуждены менять образ жизни: меньше ездить, экономить на продуктах. Стоит учитывать и то, что впереди сезон отпусков и путешествий, особенно долгожданный после двух лет пандемийных ограничений. Американцы - страстные любители автотуризма, а подорожавший бензин может вынудить многих пересмотреть планы на отпуск.
Резюмируя, рекорды цен на топливо для американцев - это не некие числовые абстракции, а болезненный удар по образу жизни. Как отмечает CPS Daily News, жители США "сверхчувствительны к колебаниям цен на бензин", а "среднестатистический водитель готов проехать лишних 10 миль (16 километров) ради экономии в 5 центов на галлон".
При этом дорожает ведь не только бензин. Из-за роста издержек предприниматели и фермеры поднимают цены на свою продукцию, что разгоняет рекордную инфляцию в США и еще больше бьет по карману потребителей.
Цены на топливо в США растут на фоне высоких мировых котировок на нефть. Черное золото, в свою очередь, дорожает в силу многих факторов, не последнюю роль среди которых играет и развернутая Западом санкционная война против российских энергоресурсов. Президент Джозеф Байден уговаривал союзников с Ближнего Востока увеличить объемы добычи нефти и даже частично распечатал американские резервы. Но снижения цен не добился и теперь его партия, по прогнозу газеты Politico, рискует на промежуточных выборах в Конгресс проиграть республиканцам большинство в обеих палатах. А как хорошо знает Байден по опыту предшественников, править с Конгрессом, который контролируют противники, все равно что вальсировать с танком.
Быстро растущие цены на бензин заставляют жителей Республики Кипр отказываться от поездок на автомобилях. Об этом сообщила местная газета "Phileleftheros". Как уточняет издание, на территории островного государства стоимость литра топлива с минимальным октановым числом (95) превысила среднюю отметку в 1,580 евро. За литр 98-ого бензина теперь приходится платить 1,661 евро, а за дизель - 1,792 евро. На фоне галопирующих цен быстро снижается потребление топлива населением Кипра, уточняет местная статистическая служба. Так, если в минувшем марте жители острова приобрели почти 25 тысяч тонн бензина, то в апреле только 23,7 тонны. По сравнению с апрелем 2021 года в минувшем месяце закупки дизеля упали на 12,5 процентов.
Подготовил Александр Гасюк