Процентная доля - вопрос дискуссионный, более реальной выглядит оценка главы Евросовета Шарля Мишеля, который сообщил о запрете двух третей российского сырья. Для России принципиальным пока что является не количество, а качество. Трубопроводные пути в отличие от морских нельзя никуда переориентировать, запрет означал бы вывод из эксплуатации нефтепровода "Дружба" и утрату этого способа доставки. Этого не произошло благодаря упорству Венгрии, которую втихаря поддерживали еще несколько стран.
Что же касается танкеров, то мировой нефтяной рынок един, и пока против России не введено общемировое торговое эмбарго (что практически невозможно), товар направится к другим потребителям, в основном азиатским. При этом цена за баррель после объявления очередных мер продолжила расти, так что с точки зрения доходов Россия на ближайшую перспективу останется в выигрыше. Даже с учетом скидок, которые будут получать клиенты из Азии, всегда чутко реагирующие на сужение у партнера пространства альтернатив. Впрочем, срок полноценной реализации даже уже согласованного решения пока неизвестен. Специалисты отрасли в один голос твердят, что заменить российскую нефть Европе сейчас нечем, объемы, присутствующие на рынке, ограниченны. Так что нельзя исключать и того, что после громких политических заявлений будет осуществляться весьма осторожное и постепенное воплощение их в жизнь. Как бы то ни было, наибольший интерес в описываемом сюжете представляет не тактический, а стратегический аспект.
Допустим, Евросоюз все-таки поставит четкую политическую цель прекратить энергетическое сотрудничество с Россией, и в среднесрочной перспективе ее удастся реализовать. Что это будет означать с точки зрения мирового устройства? Усугубление процесса фрагментации, который и так идет, а в последние месяцы принял обвальный характер. Если лозунги, звучащие в Евросоюзе, станут явью (а поэтапный отказ от углеводородов, в том числе газа, был провозглашен задолго до украинского кризиса), энергетическая структура Евразии может полностью перестроиться. С шестидесятых годов геополитическое устройство континента базировалось на все более обширном сотрудничестве СССР и Западной Европы в нефтегазовой сфере.
Китай, который был недружественным Советскому Союзу и отдаленным во всех смыслах от Европы, некоторое время оставался вещью в себе, а с семидесятых годов начал открываться миру, сначала политически, потом экономически, ориентируясь прежде всего на США. После окончания "холодной войны" эти процессы стали органическими элементами глобального порядка, предполагалось, что в итоге возникнет общемировая система экономической взаимозависимости. Сейчас по факту будет происходить противоположное.
Евросоюз намерен прилагать целенаправленные усилия, чтобы избавиться от российского сырья, хотя с экономической точки зрения это совершенно нецелесообразно и в основном невыгодно. Заменой должны послужить собственные ресурсы (предпочтительно возобновляемые технологии) и прочие источники, скорее всего США и Ближний Восток. Вопрос надежности и рентабельности альтернатив отложим пока в сторону, предположив, что в случае твердого политического решения европейские страны будут готовы платить больше и нести дополнительные риски.
Высвобождающийся российский товар направится на азиатские рынки - нефтяные сразу, газовые - через пару лет, когда в России появится необходимая для этого инфраструктура. Азиатские страны такое положение полностью устраивает, поскольку теперь они станут держателями того преимущества, которое до сих пор было в распоряжении Европы: наличие очень крупного, стабильного и относительно дешевого источника сырья. К тому же есть возможность добиваться более выгодных по сравнению с мировым уровнем условий, особенно в ближайший период, пока Россия будет адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Если описываемая схема станет реальностью, отход от единого мирового комплекса пойдет опережающими темпами.
За последние месяцы выяснилось, что роль России в глобализации значительно больше, чем принято думать. Ресурсы Евразии, основная часть которых либо расположена в России, либо зависит от ее транспортно-логистических возможностей, стали с конца ХХ века важной опорой развития ведущих мировых игроков. Насколько умело и дальновидно сама Россия распорядилась своей ролью, вопрос отдельный. Он сохранит актуальность и после возможного "развода" в Европой и "женитьбы" на Азии. Однако изменение политического баланса в Евразии скажется на всем мировом устройстве, и не в пользу тех, кто был его лидером до последнего времени. Наиболее интересно в этой связи, будет ли руководство западных стран и дальше стимулировать описанный процесс, либо вероятная в предстоящий период смена приведет силы, исходящие из другой логики поведения.