В стране была принята стратегия "Цифровой Узбекистан-2030", призванная использовать возможности ИТ-отрасли для развития различных отраслей экономики.
Цифровой экономике требуется соответствующая инфраструктура. Поэтому в Узбекистане идет поэтапная модернизация телекоммуникационной сети. На сегодня общая протяженность оптоволоконных сетей достигла 136 тысяч километров. Благодаря этому охват населения широкополосной связью достиг 72 процента. Модернизируется и мобильная сеть, которая охватывает 99 процентов населенных пунктов, в том числе 96 процентов - мобильной интернет-связью, в результате количество абонентов мобильной связи достигло 30 миллионов. Также ведется работа по развитию 5G-технологии.
Одно из приоритетных направлений - использование цифровых технологий для совершенствования работы органов государственного и хозяйственного управления, формирование эффективного механизма взаимодействия между властью и населением. Эти задачи выполняются за счет развития системы электронного правительства. Она позволит экономить время и деньги граждан при получении необходимых документов, а также положительно скажется на эффективности работы органов государственной власти: позволит не только многократно снизить затраты времени и финансов, но и повысит открытость и прозрачность их деятельности.
Стратегическая роль в развитии системы электронного правительства отводится Единому порталу интерактивных государственных услуг. Сегодня с помощью этого портала оказывается более 320 видов электронных государственных услуг. Для удобства граждан есть также мобильная версия my.gov.uz, где оказывается более 100 видов госуслуг. К 2026 году количество видов услуг на портале планируется увеличить до 610, а в мобильной версии - до 300. Примечательно, что доля my.gov.uz в общем объеме электронных государственных услуг активно растет - с 26 процентов в 2019 году до 54 процентов в 2021-м.
Внедрена единая система идентификации пользователей систем электронного правительства, где зарегистрированы более 20 процентов населения. Также успешно функционирует Единая биллинговая система госуслуг, позволяющая гражданам проводить платежи за услуги в сферах ЖКХ, здравоохранения, строительства, образования и др. В 2021 году число таких платежей превысило 20 миллионов.
В числе других проектов стоит отметить виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан для обращений граждан.
Реформы в области электронного правительства заслужили высокую оценку международного сообщества. В рейтинге открытых данных (Open Data Inventory - ODIN) Узбекистан поднялся на 125 позиций и занял 44-е место в мире, став лидером в Центральной Азии. По индексу электронного участия (E-Participation Index - EPI) Узбекистан улучшил позицию на 13 пунктов, поднявшись на 46 место и оказавшись в группе стран с очень высоким EPI.
Полноценное развитие рынка невозможно без активного участия частного сектора, и руководством Узбекистана поддерживается ИT-предпринимательство. Так, в июле 2019 года по инициативе Президента Республики Узбекистан был организован Технологический парк программных продуктов и информационных технологий (IT Park). Его резиденты до 2028 года освобождаются от уплаты всех видов налогов, а также от таможенных пошлин при импорте ПО и оборудования для собственных нужд. Также для них в два раза (с 12 до 7,5 процента) снижена ставка налога на доходы физических лиц. Сегодня число резидентов составляет 656 компаний. Общее количество сотрудников превышает 11 тысяч человек.
Создание IT Park придало импульс развитию всего ИТ-рынка. Объем услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий быстро растет: в 2019 году он составил 529,1 миллиарда сумов (3 миллиарда рублей), а в 2021-м достиг 2,5 триллиона сумов. По итогам первого квартала 2022 года этот показатель составил 814 миллиардов сумов (4,3 миллиарда рублей).
Один из важнейших индикаторов развития ИТ-рынка - рост экспорта ИT-продукции и услуг. Здесь Узбекистан уже добился больших успехов: за три года экспорт вырос более чем в семь раз - с 6,2 миллиона долларов в 2019-м до 46 миллионов долларов в 2021 году. Ожидается, что в 2022 году эта цифра достигнет 100 миллионов долларов. Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (ИКТ) поставило перед собой амбициозную задачу - довести ИT-экспорт к 2028 году до одного миллиарда долларов.
Важная роль в этом отводится развитию услуг по аутсорсингу бизнес-процессов (Business Process Outsourcing - BPO) и аутсорсингу управления знаниями (Knowledge Process Outsourcing - KPO). Ведущие ИT-компании мира широко привлекают специалистов из развивающихся стран из-за меньшей оплаты труда. Учитывая большое количество молодежи и последовательное развитие ИКТ-отрасли, Узбекистан также превращается в привлекательный для зарубежных компаний регион. Здесь запускается масштабный проект по созданию центров оказания дистанционных услуг (BPO-центров). К концу этого года планируется организовать 14 таких центров, а в течение пяти лет довести их число до 100. Таким образом министерство ИКТ выполняет задачу, поставленную Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым - превратить страну в региональный ИT-хаб.