Лидеры ЕС пытаются сохранить антироссийские подходы

Споры вокруг российской нефти, замороженных активов РФ, а также украинского зерна - три столпа, на которых проходит стартовавший накануне внеплановый саммит Евросоюза в Брюсселе. Проще говоря, лидеры ЕС ломают головы над тем, как согревать и чем кормить своих граждан предстоящей зимой, выполнять обещания о помощи Киеву и при всем этом не уступать в экономической войне, объявленной России из-за конфликта на Украине. Неизменный пункт программы таких мероприятий - напутствие по видеосвязи от президента Украины Владимира Зеленского.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен рассчитывает, что ее предложение украсть российские активы в Европе получит поддержку на саммите.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен рассчитывает, что ее предложение украсть российские активы в Европе получит поддержку на саммите. / Reuters

При введении масштабных санкций лидеры ЕС не скрывали, что они создадут трудности не только для российской экономики, но и для европейцев. В западных столицах не ставили под сомнение, что ради солидарности с Украиной стоит затянуть пояса. Но по мере того, как копятся негативные последствия санкций, а политики предлагают новые и все более болезненные для экономик ограничения, былое единство затрещало по швам. Глава Евросовета Шарль Мишель в приглашении лидерам ЕС на саммит призвал далее "оказывать давление на Россию" и "снижать зависимость от ее углеродного топлива", попутно ускоряя переход на возобновляемые источники энергии.

Но на практике судьба шестого пакета санкций против России до сих пор остается неясной.

Информагентство Bloomberg перед саммитом заметило, что ЕС "близится к пределу" возможностей по введению санкций, а нанести серьезный урон по "прибыльной энергетической отрасли" России не получается.

Споры по нефтяному эмбарго идут с начала мая. Ряд стран, прежде всего сильно зависящие от российских энергоресурсов Венгрия и Словакия, выступают против, опасаясь катастрофических последствий для своих экономик. Острая дискуссия идет и в Вене, где глава Австрийской партии свободы (АПС) Херберт Кикль перед саммитом призвал канцлера Карла Нехаммера отказаться от новых санкций, "подогревающих рекордную инфляцию и разрушающих экономику". По его мнению, нефтяное эмбарго - это первый шаг к газовому эмбарго, что "может погрузить австрийцев в безработицу и нищету".

Согласно черновику итогового заявления саммита, который раздобыло агентство Reuters, ради консенсуса, необходимого для принятия решений в ЕС, нефтяное эмбарго планируется разделить на две части: морские и трубопроводные поставки. На последней встрече Комитета постоянных представителей стран ЕС за три дня до саммита обсуждался запрет только на танкерные поставки с первого квартала 2023 года. Российская трубопроводная нефть, в том числе поступающая в Венгрию и Словакию по нефтепроводу "Дружба", под эмбарго "временно" не попадет.

Такой шаг навстречу требованиям Венгрии и Словакии, который фактически исключает их из режима нефтяных санкций, с ревностью восприняли Польша и еще несколько стран ЕС. Агентство ТАСС цитирует европейского дипломата, по словам которого они недовольны тем, что предложенное эмбарго только на нефть, поставляемую морским путем, "может дать преференции получателям более дешевой трубопроводной нефти".

При этом в ЕС признают, что планируемые ограничения могут привести к еще большему росту цен на топливо в то время, как страны Старого Света, наоборот, ищут пути эти цены снизить. Ключевые поставщики нефти на мировой рынок, включая Саудовскую Аравию, до сих пор отказывались под давлением Запада наращивать нефтедобычу или ограничивать цены на черное золото.

Испанская газета El Pais пишет, что эти "все более очевидные разногласия затрагивают уже не только санкции, но и общую позицию по конфликту" на Украине. Часть стран ЕС призывает к мирным переговорам, а другие, напротив, добиваются наращивания военного давления на Россию и новых поставок оружия для ВСУ.

Второй заметной темой саммита ЕС планировалось выделение помощи Украине, включая поиск источников финансирования для кредитной программы макрофинансовой помощи на 9 миллиардов евро. И здесь в центре внимания судьба попавших под санкции активов ЦБ РФ (а это около 300 миллиардов долларов в юрисдикции США и стран Европы) и российских предпринимателей.

Дискуссия в ЕС идет не о том, что с ними делать. Политическая задача сформулирована и озвучена. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что в Брюсселе категорически против возвращения активов России и хотят конфисковать их для последующего использования на нужды Украины.

Хотя, как признавала председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, в некоторых странах сообщества такие действия противоречили бы национальному законодательству. Теперь главная задача стоит перед юристами, которым необходимо изобрести правовое обоснование для предлагаемой конфискации.

Множащиеся противоречия внутри Евросоюза затрагивают не только санкции против России, но и общую позицию по конфликту на Украине

Как пишет британская Financial Times, "грязный секрет" западной финансовой элиты в том, что такие действия против России вызвают у нее личную тревогу. Издание предупреждает, что без последовательного и прозрачного механизма правительствам стран Запада грозят "годы дорогостоящих судебных тяжб или утрата доверия, на котором держатся их экономики". В Москве арест собственности российского ЦБ и частных компаний называли "воровством" и обещали оспорить эти решения.

Наконец, для предотвращения рисков голода в Брюсселе пытаются согласовать военно-морскую миссию в Черном море по сопровождению грузовых судов с зерном из Украины. По данным El Pais, в ЕС стремятся в сжатые сроки вывезти максимально возможное количество пшеницы, кукурузы и ячменя. Среди трудностей в Брюсселе называют обеспечение прохода европейским судам в порт Одессы.

Комментируя все внутренние распри, тормозящие принятие решений в ЕС, глава ведущей фракции Европарламента - Европейской народной партии (ЕНП) - Манфред Вебер заявил: "Честно говоря, я устал от того, что весь ЕС всегда должен следовать за колеблющимися, когда дело доходит до санкционных решений". Но эти сложности - прямое следствие приема в ЕС все новых членов, интересы которых приходится учитывать. И если Веберу сейчас кажется, что он устал, то интересно было бы послушать, какими он видит дискуссии в ЕС в случае вступления в него Украины, политики которой уже сегодня разговаривают с европейскими столицами исключительно оскорблениями и ультиматумами.

По счастью для Вебера, вопрос о предоставлении Украине, а также Грузии и Молдавии статуса кандидата на членство в ЕС будет обсуждаться только на следующем саммите в июне.