Москва-река должна стать главной транспортной магистралью мегаполиса, парадной улицей города. И эта работа уже ведется. На различных стадиях реализации находится несколько проектов: обновляется набережная Парка Горького, Крымская, есть проект редевелопмента территории завода ЗИЛ и благоустройства набережных в проектах "Тушино-2018", ММДЦ "Москва-Сити", парк "Зарядье".
Использовать реку будут многопланово: устраивать пешеходные и зеленые зоны, велосипедные дорожки, там, где это возможно - застраивать.
"Эта территория должна работать на город и инвестиционную привлекательность Москвы", - подчеркивает руководитель департамента Москвы Рафик Загрутдинов.
Будет усилена и транспортная функция Москвы-реки: на всем ее протяжении могут появиться транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), объединяющие различные средства передвижения: водные, наземные, подземные и воздушные. Примером может служить площадка рядом с "Москва-Сити", где сейчас строятся новые станции метрополитена.
Одна из задач, которую должны решить архитекторы, проектировщики и строители, - формирование вдоль Москвы-реки обустроенных в соответствии с современными экологическими требованиями территорий для отдыха. В проектах переустройства главной водной артерии столицы одной из главных идей должно стать оздоровление среды и повышение комфортности общественных зон у реки. Москве не нужно становиться "портом пяти морей". И без того аналитические данные, собранные НИиПИ градостроительства столицы показали: 12 процентов московских берегов неблагоустроенные, под жилые функции сейчас отведено всего около 10 процентов, четверть территорий, прилегающих к Москве-реке, занята производственными предприятиями. А вот пешеходные набережные даже в границах Садового кольца сейчас занимают всего чуть более гектара. И вся красота водной артерии остается почти недоступной горожанам и гостям столицы.
Теперь в рамках реконструкции и благоустройства 10 московских набережных планируется реконструкция участка Крутицкой набережной от Новоспасского моста в сторону Симоновской набережной - с демонтажом железнодорожных путей. На их месте появится 3 гектара газона, будут посажены деревья (липа, ива) и кустарники (гортензия, можжевельник, снежноягодник, шиповник), а также почти 2 тысячи квадратных метров цветников.
Реконструкция набережной от Филевского парка до театра "Мастерская П.Н. Фоменко" условно поделена на пять участков с максимальным сохранением существующего озеленения, уличного освещения и т.д. Здесь оборудуют городской причал, а вдоль набережной предусмотрены зоны отдыха, велодорожки, кафе и пункты проката - с единым дизайном павильонов.
Реконструкция Шелепихинской набережной создаст единое пространство вдоль Москвы-реки для движения транспорта и пешеходов от Краснопресненской до Карамышевской набережной. И предусматривает устройство 10 гектаров газона, посадку нескольких сотен деревьев (липа, клен, ива) и 11 тысяч кустов (пузыреплодник, вейгела, спирея).
Утвержден также проект комплексной планировки набережной Москвы-реки от железнодорожного моста курского направления Московской железной дороги до Братеевского каскадного парка - с обустройством пешеходных, беговых и велосипедных дорожек, созданием общественного пространства с зонами отдыха, детскими и спортивными площадками, а также новыми велосипедными и беговыми маршрутами с включением их в уже существующую транспортно-пешеходную сеть. Департамент строительства города Москвы предусмотрел благоустройство и участка набережной Нагатинской поймы - от Кожуховского моста до проспекта Андропова в районе Северного ландшафтного парка. И все это появится уже в 2025 году.