Что могут предложить рынку российские разработчики в сфере промышленного ПО
Импортозамещение стало одной из главных тем последних месяцев. Насколько актуален этот вопрос для промышленного ПО?
Павел Растопшин: Многие ключевые компании России, реализуя программы цифровой трансформации, активно закупали западное промышленное ПО. В результате на сегодняшний день разработка, добыча и переработка природных ресурсов, а также создание готовой продукции в отраслях, обеспечивающих до 26 процентов ВВП России, де-факто контролируются западными программными продуктами. Их доля там - порядка 80 процентов. Это создает риск того, что в любой момент наши компании могут отключить от технической поддержки и поставок новых версий ПО.
Такие прецеденты уже были, например, крупному металлургическому производству, попавшему под секторальные санкции, американская компания отказала в техподдержке. Так что угроза лишиться необходимого ПО вполне реальна.
И какой выход здесь можно предложить?
Павел Растопшин: Необходимо оказать первостепенную поддержку проектам, ориентированным на разработку или доработку отечественного ПО и его последующее внедрение в промышленности и на объектах критической инфраструктуры. Мы предлагаем реализовать целевую программу по доведению конкурентоспособных программных продуктов до уровня мировых аналогов в сегменте промышленной цифровизации. Экономический эффект от внедрения таких решений к 2025 году может составить более 470 миллиардов рублей в год.
Можно привести пример импортозамещения зарубежного ПО в одной из отраслей?
Павел Растопшин: Давайте посмотрим на российский ТЭК, где в 2020 году доля иностранного ПО превышала 90 процентов. Крупнейшие зарубежные компании Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford выполняют больше половины сервисных работ, связанных со строительством скважин и разработкой месторождений. На эту четверку приходится 80 процентов всех буровых работ. При этом Schlumberger заявила о прекращении инвестиций в России, а Halliburton о приостановке своей деятельности в нашей стране.
Так вот, объединив лучшие отечественные и мировые практики, входящая в ГК "Цифра" компания Геонафт создала серию программных продуктов - полных аналогов широко распространенных иностранных решений: Visage, Techlog, JewelSuite/Abaqus. Например, Techlog - это программная платформа, предназначенная для агрегирования и анализа геолого-геофизической информации по скважинам. Мы разработали взамен нее свою платформу Geonaft, которая уже используется практически всеми нефтегазовыми компаниями России. По некоторым аспектам решения Геонафта не просто замещают зарубежные аналоги, но и превосходят их. Например, платформа обеспечивает кросс-дисциплинарное взаимодействие разных дисциплин: геомеханики, геонавигации, петрофизики и мониторинга бурения, что позволяет оперативно принимать взвешенные решения, проработанные с разных сторон на данных из единого источника. Западные же аналоги предполагают регулярную выгрузку данных из одного продукта и их загрузку в другой продукт, что снижает оперативность обмена данными.
Массовое применение продуктов Геонафт в нефтегазовом секторе РФ может принести отрасли дополнительно до 50 миллиардов рублей в год.
С какими еще вызовами столкнулась российская промышленность?
Павел Растопшин: Серьезная проблема - это коренные изменения структуры спроса и предложения, сбой традиционных цепочек поставок. К примеру, тройка мировых лидеров морских контейнерных перевозок - швейцарская MSC, датская Maersk и французская CMA CGM в марте объявила о прекращении приема новых заказов на перевозку контейнеров и в Россию, и из нашей страны. Сейчас существенно затруднены морские и авиационные перевозки грузов, компании вынуждены выстраивать новые схемы поставок. Кроме того, сокращается экспорт угля.
В таких условиях верный путь сохранить производственную эффективность - это использовать действенную систему производственного планирования. Применение отечественных цифровых платформ способно в три-четыре раза сократить сроки перепланирования логистической цепочки, на 50 процентов снизить стоимость сервисной поддержки информационных систем предприятия.
К примеру, с помощью платформы Zyfra Industrial IoT Platform получается увеличить КПД смежных систем на 18 процентов. Влияние человеческого фактора снижается на 80 процентов, а время реагирования на чрезвычайные ситуации - на 30-50 процентов. Но главное - платформа позволяет оперативно реагировать на изменения, настраивая производственные процессы под задачи бизнеса. Например, сроки производственного планирования на одном из российских НПЗ после внедрения цифровой платформы ZlloT сократились в четыре раза.
Как информационные технологии могут помочь машиностроению?
Павел Растопшин: Из-за санкций и проблем с логистикой российским компаниям будет крайне сложно импортировать запасные части и комплектующие для станков. Оборудование находится в зоне риска как в отношении новых поставок, так и ремонтов. Некоторые комплектующие необходимо будет изготавливать самим. В этих условиях важно обеспечить предсказуемость работы предприятия, в том числе прогнозируя износ оборудования с помощью современных систем мониторинга и цифровых платформ.
Для этого требуется информация об имеющихся производственных мощностях. Нам нужно сформировать единую общероссийскую биржу металлообработки и подключить все имеющиеся в стране станки к единой системе мониторинга станочного парка. Это позволит избежать дефицита оборудования в России и спланировать выпуск изделий для замещения санкционных товаров. Сейчас мы с партнерами обсуждаем возможность реализации такого проекта.
Наш многолетний опыт работы с крупнейшими машиностроительными компаниями России показывает, что загрузка станков после внедрения системы мониторинга промышленного оборудования "Диспетчер" возрастает более чем на 20 процентов. Экономия даже на одном производственном участке машиностроительного предприятия может составить более 20 миллионов рублей в год. Сегодня к "Диспетчеру" уже подключены более 10 тысяч станков на 330 крупнейших предприятиях.
Можно ли ускорить процесс разработки новых программных продуктов?
Павел Растопшин: Ключ к созданию новых технологий - отраслевые партнерства. "Цифра" готова выступить инициатором создания консорциума разработчиков критически важного для промышленности ПО. Мы уже открыли "горячую линию" для консультаций предприятий, столкнувшихся с проблемой внедрения зарубежного ПО или с прекращением его технической поддержки. Также мы составляем перечень отечественных ИТ-решений, способных заместить используемые сегодня зарубежные аналоги в нефтегазовой, горной, металлургической и других отраслях.
"Цифра" активно работает с предприятиями горнодобывающей промышленности. Какие новинки вы можете им предложить?
Павел Растопшин: Мы продолжаем развивать автономные технологии для горнодобывающих предприятий. Недавно "Цифра Роботикс" (входит в ГК "Цифра") выпустила новый релиз автономной системы грузоперевозок. В результате количество ложных остановок роботизированных карьерных самосвалов сократилось в 3,5 раза, а время простоев в пять раз.
Продолжаем пилотный проект на разрезе Изыхский в Хакасии, где тестируем беспилотные самосвалы. Там они показали до 20 процентов роста производительности по сравнению с машинами под управлением водителей, а также до 13 процентов снижения потребления топлива на тонну груза. Еще два автономных самосвала были запущены в Белоруссии.
Для развития беспилотных технологий нужны соответствующие специалисты. Поэтому мы совместно с Санкт-Петербургским горным университетом планируем разработать обучающие программы для новой специальности: "Оператор роботизированной и беспилотной карьерной техники". На базе университета начал работать комплекс лабораторий. В одной из них размещено рабочее место оператора автономного транспорта и диспетчера горнотранспортного комплекса - впервые в России у студентов есть возможность управлять автономной техникой на горных предприятиях.
Также недавно "Цифра" подписала соглашение со структурой "Росатома" о создании полигона для тестирования беспилотной горной техники в Арктике. Это уникальный проект, позволяющий отработать технологию в условиях экстремально низких температур, густого тумана и сильных снегопадов.
Выигрывают ли что-то от процесса цифровизации работники предприятий?
Павел Растопшин: Развивая цифровые технологии для промышленности, мы, безусловно, думаем о том, как повысить безопасность людей на производстве. В 2021 году "Цифра" начала формировать продукт Zyfra Work&Safety Management (система оперативного управления работами и промышленной безопасностью). Новое решение позволит оперативно прогнозировать и предотвращать возникновение опасных или аварийных ситуаций. Это очень удобный инструмент, обеспечивающий соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности на объектах предприятия. Благодаря ему мы переходим от "реагирующей" системы к "предупреждающей". Единая цифровая система позволяет контролировать и персонал, и технику, и оперативную производственную ситуацию.
Как ГК "Цифра" пережила пандемийный период и какие проекты реализует сейчас?
Павел Растопшин: В 2021 году благодаря инновационным проектам мы увеличили выручку на 43 процента - до 3,3 миллиарда рублей. В настоящий момент реализуем уникальный проект по внедрению комплексной системы управления качеством руды на Качканарском ГОКе (ЕВРАЗ), оптимизируем добычу угля на разрезе Тугнуйский (СУЭК), построили систему управления производством на "Алтыналмасе". Внедрили на головной производственной площадке НЛМК цифровую систему управления энергетическим производством на базе платформы ZIIoT. В перспективе система сможет объединить все предприятия НЛМК и стать основой для внедрения цифровых советчиков для управления производственными процессами. В целом уже более 10 российских промышленных гигантов используют платформу ZIIoT для повышения эффективности. Также платформа имеет широкие возможности для внедрения на системообразующих предприятиях атомной промышленности и ТЭК.