Оплата наличными может вновь стать популярной в Белгороде, ведь часть предпринимателей уже обращается с подобными просьбами к своим клиентам. Цветочные магазины и точки с подарочной упаковкой, рыночные модули с одеждой, текстилем и посудой, островки с сумками и развивающими играми - вот места, где будут рады купюрам. Продавцы здесь отмечают, что эквайринг, несмотря на все ограничения, все равно остается для них дорогим удовольствием. Представители отрасли и эксперты назвали выходы из этой ситуации.
Сокращение реальных доходов предприниматели ощущают гораздо раньше, чем об этом говорят статистические данные. Розничная торговля товарами далеко не первой необходимости чувствует это сразу же. Сотрудница цветочного магазина в Белгороде Ирина рассказывает, что продажи даже в марте были ниже, чем в коронавирусные времена, а теперь торговая точка и вовсе выезжает на рассаде цветочных культур да саженцев ежевики, смородины и крыжовника.
- Люди возвращаются на заброшенные некогда дачи, так что хоть на этом заработаем. Посадочный материал российский, но и он не из дешевых. Издержки растут, и самая обидная их часть - это эквайринг, - признается она.
Ирина отмечает, что чуть более двух процентов от суммы покупки, на первый взгляд, не кажутся такой уж высокой платой за удобство и легкость: приложил человек карту - и твой счет пополнился за считаные секунды.
- Все настолько привыкли рассчитываться пластиком, что один по-настоящему плодотворный рабочий день, когда я тут саженцы таскаю из подсобки, приносит банку несколько сотен рублей, а то и больше тысячи, - рассказывает она. - С одной стороны, удобно, с другой - нам бы эту тысячу в оборот... Вот сами подсчитайте: саженец ежевики стоил 750 рублей - сколько из них получит банк? А теперь представьте, что скоро мы эту цену снизим рублей до 500... Сколько получим мы? Даже страшно представить. Ежевика у поставщиков дешевле не становится.
Ирина отмечает, что совладельцы торговой точки уже всерьез обсуждают вариант, когда на один и тот же товар нужно будет устанавливать два ценника: первый - при оплате картой и второй - наличными. Конечно, для покупателя отличаться они будут несущественно, однако в общем объеме продаж за день при расчете наличными для магазина набежит существенная сумма: сейчас каждая копейка на счету.
Над тем, как сделать банковские услуги дешевле, предприниматели задумались уже давно. Как только появилась возможность подключиться к сервису Банка России - системе быстрых платежей, владелица салона штор Маргарита Чубарова решила ее испытать. Да не тут-то было!
- Когда я только узнала о том, что есть такая система и что комиссия за переводы там гораздо меньше - процент вместо наших 2,5, я тут же направилась в банк, где у меня был расчетный счет, - рассказывает она. - Но вместо того чтобы подключить меня, выдать QR-код, в банке стали говорить о том, что все это - только для новых клиентов, тех, кто открывает новые счета. В общем, стали всячески препятствовать. Предложили и альтернативу: оформить интернет-магазин - и чтобы товар клиенты оплачивали через него.
Предприниматель сначала задумалась, но тот же интернет-вариант посчитала слишком хлопотным. Что же делать? Продолжать платить растущую комиссию? Маргарита отчаиваться не стала, а просто пошла в другой банк.
- Там рассказала о себе, о своей ситуации, подала заявление, - вспоминает она. - QR-код у меня был уже на следующий день!
Теперь клиенты Маргариты могут выбирать способ оплаты, а сама она существенно экономит на банковских услугах. Предприниматель признается, что, сколько именно, сказать сложно, тем более что пока банки возвращают средства в качестве компенсации. Не ведут подобных подсчетов и в кафе "Бублик", и в школе иностранных языков "Форсайт", где к СПБ подключились давно и не разочаровались. Предприниматели лишь отмечают, что многие клиенты привыкли пользоваться системой быстрых платежей - это отличная альтернатива заблокированным с конца февраля платежным системам вроде Apple Pay, но большинство, конечно, все еще носит карты.
Первую причину замедленного роста популярности сервиса в бизнес-сообществе видят в банальной лени. Ведь даже в кофейнях, где нужный для СПБ QR-код располагается на видном месте, бариста не рассказывает, зачем он нужен. Наоборот, подвигает банковский терминал для оплаты. И чашка кофе становится немного дороже и для клиента, и для самого заведения. А ведь все могло бы быть иначе.
- Вы знаете, мы просто забываем про этот код, - признался бариста в одной из кофеен.
- Или мы плохо мотивированы, чтобы о нем помнить, - вторит ему официантка.
К слову, мотивация пробовать относительно новую систему переводов в качестве платежной есть и у самого покупателя. В известной сети, торгующей косметическими средствами, автор этих строк сэкономила более 100 рублей при покупке пары позиций. Продавец-консультант отметила, что, предлагая оплатить по QR-коду через приложение банка, она объясняет: стоимость товара снижается на сумму компенсации, которую получит магазин за перевод в СПБ. Но согласие на такой расчет чаще слышит все же лишь от молодых покупательниц.
- А вот дамы в возрасте смотрят на меня подозрительно, - говорит она. - Они опасаются: "Вдруг за нами проследят". Я улыбаюсь: "За вами и так следят: каждая покупка по дисконтной карте рассказывает о ваших предпочтениях". Они расслабляются, конечно, и некоторые все же учатся платить по QR-коду. Но не все. Должно пройти время.
Впрочем, есть и те, кому СПБ невыгодна. Маргарита Чубарова отмечает, что это владельцы кредитных карт, привыкшие ими расплачиваться за повседневные покупки. Ведь банк рассматривает эту операцию не как оплату товара, а как перевод средств на другой счет. И вот за это может взять комиссионные. С другой стороны, сама система быстрых платежей предлагает самым продвинутым в сфере финансов пользователям варианты выбора. Менеджер кафе "Бублик" Евгения Бондаренко отмечает, что пользователи нескольких банковских приложений выбирают, какое самое выгодное, и уже с его помощью оплачивают свой заказ. Предприниматели уверены: использовать банковский терминал и карту, строго наличные или систему быстрых платежей, для которой нужен только смартфон с приложением банка, - дело исключительно клиента. Однако в каждом из перечисленных случаев нужны не только финансовая грамотность и мотивация, но и дисциплина. Иначе можно терять собственные средства при каждой транзакции.
Ольга Авершина, заведующая сектором платежных систем и расчетов отделения Белгород ЦБ РФ:
- Эквайринговая комиссия для предприятий, которые продают социально значимые товары и оказывают услуги, ограничена одним процентом до конца лета. Речь идет о предприятиях розничной торговли, которые продают продукты питания и медицинские изделия и лекарственные препараты. Также в список вошли предприятия, которые оказывают услуги в сфере связи, образования, культуры, туризма. Эта мера была введена для того, чтобы в сложившихся экономических условиях дать бизнесу возможность наладить свою логистику и другие процессы. Но любое предприятие малого бизнеса может сэкономить, если подключится к системе быстрых платежей Банка России. Банковская комиссия в системе не превышает 0,7 процента, к тому же правительством страны продлена компенсация затрат по уплате комиссий в СБП. Это означает, что все средства, уплаченные в качестве комиссии, будут возвращены предпринимателю. В Белгородской области к СПБ подключены все банки.