При этом рост e-commerce продолжается. Усиливается тренд на разумное потребление и поиск скидок. Конкурентное преимущество получают маркетплейсы и no-name-продукция в низкой ценовой категории.
В части отраслей произошли значительные изменения из-за трудностей с логистикой. Многие компании пересматривают свои маркетинговые и рекламные бюджеты.
Массовых сокращений маркетологов мы пока не видим, но специалисты явно беспокоятся за рабочие места и обновляют резюме. Главным качеством кандидата становятся умение строить и обслуживать омниканальную оболочку бренда, навыки продвижения на многих интернет-площадках.
Кто будет востребован в период неопределенности? Прежде всего digital-эксперты и аналитики, которые понимают нужды рынка, соотносят их с ресурсами компании, помогают пересмотреть финансовую модель и пошагово просчитать омниканальный путь клиента, чтобы запустить воронку продаж. Также нужны интернет-маркетологи, способные разработать и внедрить антикризисные решения, собрать и курировать команду узких специалистов, например для работы с чат-ботами. В SMM востребованы универсалы, которые владеют навыками продвижения в VK, myTarget, "Яндекс.Дзен" и Telegram, понимают алгоритмы и специфику работы с аудиторией на этих площадках, имеют навыки комьюнити-менеджера. Наконец, для маркетплейсов важны контент-специалисты: менеджеры, дизайнеры и фотографы с SEO-оптимизаторами, умеющие сделать карточку товара привлекательной и обеспечить ей попадание в первые строки выдачи.
Чтобы остаться востребованными на рынке, интернет-маркетологам нужно осваивать новые каналы продвижения и приобретать навыки в смежных областях. Актуальные соцсети - VK, ОК, "Яндекс.Дзен", Telegram. Важно понимать, как аудитория потребляет контент на этих площадках, какова их специфика и какие инструменты продвижения есть у каждой. В условиях падения рекламных бюджетов нужно быть максимально полезным кадром и, возможно, совмещать в себе компетенции нескольких сотрудников. Так SMM-специалисту нелишне знать азы построения общей стратегии интернет-маркетинга.
Кто сегодня нуждается в продвижении? Это могут быть импортозамещающие бренды, государственные структуры, компании на рынке сельского хозяйства, поставщики медицинских услуг (включая психологическую помощь), застройщики.
Специалистам по рекламе и маркетингу важно понять, что спрос на их знания и навыки никуда не денется, но может уменьшиться. Поэтому нужно делом доказывать свою эффективность: беречь бюджет клиента, оптимизировать процессы, осваивать новые форматы, которые позволят нарастить продажи... И прикладывать в работе больше усилий, чем раньше.