Катализатор гидрокрекинга - полностью отечественный продукт, корпоративная инновация, единственный российский катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает получение на выходе дизельного топлива класса Евро-5 с ультранизким содержанием серы. Технологию его производства в 2021 году разработали специалисты стерлитамакского завода.
Новинку успешно испытали на Новокуйбышевском заводе катализаторов с привлечением специалистов Средневолжского научно-исследовательского института по нефтепереработке (входят в периметр "Роснефти"). Испытания показали, что отечественная разработка не уступает импортным аналогам по таким ключевым параметрам, как активность и стабильность (продолжительность работы катализатора с сохранением качественных характеристик) и отбор целевых продуктов (показатель объема основной выработанной продукции).
Новый катализатор позволит не просто увеличить выпуск высококачественных видов моторного топлива класса Евро-5, но и заметно снизить зависимость российской нефтеперерабатывающей отрасли от зарубежной продукции. До недавнего времени его доля составляла 90% во всем объеме потребляемых катализаторов.
Отказ от импортозависимости входит в ТОП вопросов, которые приходится решать на фоне масштабных ограничений, введенных странами Запада против России. А в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях это имеет определяющее значение для стабильного снабжения национальной экономики необходимыми объемами высококачественных нефтепродуктов.
- 95% процессов нефтепереработки - каталитические. Поэтому обеспечение надежности поставок качественных катализаторов процессов нефтепереработки является стратегическим вопросом обеспечения технологической устойчивости работы всей компании и нефтеперерабатывающего сектора России в целом, - отметил генеральный директор АНК "Башнефть" Андрей Лазеев.
Это успешно реализуется в "Роснефти" в рамках программы инновационного развития, направленной на замещение импортных технологий в производстве высококачественных нефтепродуктов. Одной из ее задач как раз и является переход нефтеперерабатывающих заводов "Роснефти" на использование катализаторов собственного производства.
- В конце 2021 года специалисты "РН-Кат" произвели каталитическую систему для установки гидрокрекинга "Башнефть-Уфанефтехим". Катализатор ожидает загрузку в реактор. Лабораторные испытания показали высокие технические характеристики катализатора. В перспективе планируется загрузка установок гидрокрекинга на остальных НПЗ компании. Потребность в данном катализаторе обозначена большинством российских вертикально-интегрированных компаний, - рассказал генеральный директор ООО "РН-Кат" Альберт Сафин. - Производственные мощности "РН-Кат" позволяют обеспечить не только предприятия "Роснефти", но и всю российскую нефтеперерабатывающую промышленность катализаторами гидроочистки и гидрокрекинга для стабильного производства высококачественных нефтепродуктов.
Катализатор гидрокрекинга - не единственное ноу-хау завода "РН-Кат". В 2021 году нефтеперерабатывающий блок НК "Роснефть" полностью перешел на использование катализатора гидроочистки, который также выпускается на стерлитамакском предприятии. На установке гидроочистки дизельного топлива катализатор производства "РН-Кат" позволяет повысить стабильность и цетановое число, снизить вязкость и температуру застывания топлива. Высокие эксплуатационные характеристики катализатора позволяют получать конечный продукт с высокими экологическими характеристиками.