Вице-премьер Марат Хуснуллин, в частности, заявил, что власти уже заключают целый ряд контрактов на покупку необходимой для отрасли техники с азиатскими поставщиками. Генеральный директор "Государственной транспортной лизинговой компании", экс-министр транспорта Евгений Дитрих, в свою очередь, отметил, что часть спроса способны удовлетворить и отечественные производители.
По его словам, за последние годы выпуск комплектующих и самой техники для дорожного строительства набрал обороты. Российские компании стали производить то, что ранее могли только импортировать. Однако отрасли понадобится время на перестройку, запуск новых проектов и их масштабирование, поэтому некоторые виды продукции придется заводить в существенных объемах. Для этого же необходимо внести изменения в нормативную базу.
Дитрих напомнил о постановлении правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения". Согласно документу, крупнейшие заказчики (действующие в рамках закона N223-ФЗ) должны соблюдать процентное соотношение между иностранными и российскими товарами по нескольким десяткам категорий. Среди них, например, самосвалы - так, доля закупок товаров российского происхождения должна быть на уровне 90%. Таким образом, при покупке одного импортного самосвала госкомпания обязана закупить еще 9 отечественных, объяснил экс-глава Минтранса РФ.
Он предложил установить переходный период для того, чтобы отечественная промышленность успела адаптироваться к новым условиям и начала выпускать необходимые объемы техники. На это время, по мнению Дитриха, можно приостановить действие этих правил.
Это предложение становится особенно актуальным, если учесть масштабы происходящего. Первый заместитель председателя правления госкомпании "Автодор" по инвестиционной политике Игорь Коваль привел ключевые цифры по рынку техники для дорожного строительства. В частности, по данным ФТС, общий объем ввезенной в Россию строительной техники в 2021 году составил около 270 млрд рублей. Ассоциация европейского бизнеса, в свою очередь, подсчитала, что в прошлом году в нашу страну завезли более 22 тыс. единиц дорожно-строительной техники иностранного производства. Одновременно отечественные предприятия отгрузили технику для дорожного строительства еще примерно на 100 млрд рублей.
Коваль также заявил, что госкомпания "Автодор" совместно с Росавтодором и региональными властями подсчитала потребности отрасли в технике. Совокупный объем в части крупнейших подрядчиков составляет порядка 31 тыс. единиц техники в течение трех лет. Именно столько нужно отрасли для строительства и ремонта российских дорог.
В то же время, по словам эксперта, 35% парка только подрядных организаций "Автодора" нуждаются в модернизации в пятилетний срок. Таким образом, потребности в технике довольно высоки. Однако необходимые машины производится в дружественных странах - в частности, в КНР.
Одновременно с этим развивается и российское производство. По словам генерального директора компании "Трансстроймеханизация" Владимира Монастырева, в России не производят три важных вида машин, необходимых в дорожном строительстве: это дорожные фрезы, асфальтоукладчики и перегружатели. Однако уже в июне компания запускает полномасштабное тестирование асфальтоукладчика брянского производства на одном из своих объектов.