В руках у дамы оказался припрятанный заранее кусок торта с обильным слоем крема. Размахнулась и запустила его в "Джоконду". В этот же момент с ней произошла еще одна трансформация: женский парик под кепкой-бейсболкой съехал чуть на бок, и перед удивленной публикой предстал парень, искусно загримированный под беспомощную старушенцию.
По некоторым свидетельствам, возмутитель музейного спокойствия пытался размазать крем по стеклу, что защищает картину, и даже разбить его. Однако то была попытка с явно негодными средствами. Чтобы нанести хоть какой-либо урон, ему потребовался бы минимум гранатомет. Дело в том, что "Мона Лиза" хранится за витриной из нескольких слоев специального пуленепробиваемого стекла, которые перемежаются пластами поливинилбутираля - сверхпрочного полимера. Причем толщина этой прозрачной брони является тайной Лувра.
На варвара, а он к тому же успел разбросать вокруг себя лепестки красной розы, набросились служители, довольно быстро пришедшие в себя от пережитого шока. Все это действо активно снималось на многочисленные смартфоны туристов, а они в оперативном порядке отправляли фото и видео знакомым и в социальные сети. Так что отчет чуть ли не в реальном времени о сенсационном ЧП в Лувре моментально разлетелся по всему свету. Когда парня охранники выводили из зала, он успел произнести фразу, из которой можно было сделать вывод, что свою явно тщательно спланированную акцию он осуществил, исходя из неких экологических побуждений. По крайней мере так можно интерпретировать его слова о необходимости "думать о Земле", о "людях, которые разрушают планету" и о "художниках, что думают о ней".
Личность дерзкого тортометателя пока не разглашается. Судя по всему, администрация Лувра не намеревается официально реагировать на инцидент. В любом случае именно так сейчас там отвечают на настойчивые просьбы журналистов.
Надо сказать, что нынешняя в целом безобидная атака на "Джоконду" далеко не первая за ее многовековую историю. Только в минувшем и в этом веках их было насколько. В 1956 году, когда картина еще не была достаточно защищена, боливиец Уго Веллегас в приступе злобы запустил в нее камнем. С тех пор у "Моны Лизы" осталась чуть заметная отметина у правого локтя. В том же году другой явно неуравновешенный вандал плеснул на полотно кислоту, слегка повредив нижнюю часть доски из тополя, на которой исполнен мировой шедевр. После реставрации от "раны" не осталось и следа. Позже, в 1974 году, когда картина выставлялась в Токио, некая женщина-инвалид (настоящая в отличие от ряженого любителя кондитерских изделий) попыталась обрызгать "Джоконду" из баллончика с красной краской, но промахнулась. Уже не так давно, в 2009 году, в нее запустили сувенирной глиняной кружкой, приобретенной в музейном киоске Лувра. Кружка благополучно разбилась на мелкие кусочки о бронестекло, не причинив ему никакого ущерба.
Однако самое резонансное происшествие, случившееся со знаменитой флорентийкой, датируется 1911 годом. Именно тогда шедевр похитил служивший в Лувре мастеровой итальянского происхождения Винченцо Перуджа. Прятал два года у себя дома, а потом сбежал в Италию. Пытался продать в галерею Уффици, что во Флоренции, мол, картина "должна была вернуться на родину". Однако был арестован, и "Джоконда" снова оказалась в Париже.
Мэрия Киева рассматривает обращение властей Франции, предложивших переименовать Московскую улицу. Об этом заявил директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин. По его словам, в СВР поступили сведения о данной инициативе. "Администрация президента Эмманюэля Макрона предлагает киевским властям на выбор три возможных варианта: улица Шарля де Голля, улица Парижа или Французская улица. Такой шаг якобы отразит так называемый беспрецедентный уровень особых отношений между странами", - говорится в заявлении, распространенном пресс-бюро СВР. "Постыдное предложение Франции является по существу неприкрытым проявлением крайней русофобии и пособничества нацистскому режиму в Киеве", - подчеркнул Нарышкин. Как обратили внимание в СВР, "Париж вполне устраивает существование в украинской столице проспектов Бандеры и Шухевича - бывших руководителей ОУН-УПА, признанных в материалах Нюрнбергского процесса пособниками немецких фашистов в период Второй мировой войны". Как отмечается, Россия даже в самые тяжелые периоды двусторонних отношений никогда не допускала мысли о вычеркивании Франции и ее исторических деятелей из российской топонимики.