Где место РАН в этой системе координат управления наукой? По словам Сергеева, академия сегодня - одно из ее звеньев. Прежде всего, академия отвечает за разработку и реализацию новой программы фундаментальных исследований, рассчитанную с 2021 до 2030 года. Причем сейчас в ее ведении не только академические институты, но и вузы, и отраслевые институты, где ведутся фундаментальные разработки.
- Программа основана на новых принципах, - подчеркнул Сергеев. - Во главе Координационный совет, который может ежегодно менять план научных исследований. Для данной программы это может стать очень серьезным событием.
В чем суть? Здесь надо напомнить, как программа работала до сих пор. Например, в 2013 году расписали и утвердили цифры по финансированию научных направлений, и до 2020 года, когда программа завершилась, распределение цифр по направлениям не менялось. Теперь все будет иначе. Координационный совет программы будет постоянно мониторить ситуацию и вносить изменение в распределение финансирования. "Если какое-то научное направление в мире уходит в тень, а какое-то вырывается вперед или что-то у нас пошло не так, то нам надо менять приоритеты, перераспределять деньги. Где-то их сокращать, перебрасывать на перспективу", - отметил Сергеев.
Конечно, глава РАН затронул больной вопрос нашей науки - недостаток финансирования. На недавно принятую программу научно-технологического развития страны выделено 1,138 трлн руб в год. Из них на всю фундаментальную науку - 207 млрд рублей. По словам Сергеева, РАН рекомендует увеличить финансирование фундаментальных исследований на 2023 год до 330 млрд рублей.
"А вообще у нас на эти цели расходуется 0,18 процента ВВП, мы предлагаем довести до 0,27 процента. В ведущих странах эта цифра составляет 0,4-0,45 процента, - сказал Сергеев. - Так как ситуация в мире меняется, нашему бизнесу придется повернуться к науке, тратить деньги здесь. И академия начала с бизнесом работать. Уже заключены 23 соглашения о сотрудничестве, в частности, с такими крупнейшими фирмами, как, например, "Росатом", "Роскосмос", "Лукойл", "Газпром", КАМАЗ и т.д.".
По словам президента РАН, не только реальный сектор экономики, но и руководители регионов предлагают академии установить конкретные контакты, ждут помощи в решении своих проблем. Сейчас с ними заключено несколько соглашений о сотрудничестве.
Кроме того, у академии есть конкретные предложения, как действовать в условиях жесточайших санкций, достичь импортонезависимости. По словам Сергеева, в итоге совместной работы с минпромторгом выделено шесть критических приоритетов, где меры надо принимать немедленно. Это нефтехимия и полимеры, микроэлектроника, медицина, биотехнологии, лазерные технологии, станкостроение. Здесь все далеко не однозначно. В качестве примера президент привел ситуацию с прибором МРТ.
- Мы вообще не выпускаем этот прибор. Но оказалось, что есть свой томограф, разработан в Физическом институте РАН, не уступает ведущим. Но он был не востребован. Сейчас ситуация изменилась. Договорились с "Росатомом" и "Ростехом", что будет совместный с институтом проект.
Особо Сергеев остановился на международном сотрудничестве. Он подчеркнул, что сейчас "мы ориентируемся на дружественные страны, но ни в коем случае нельзя разрывать взаимодействие с недружественными странами, так как там огромные достижения в сфере науки и технологий". Поэтому надо, по возможности, поддерживать любые связи на уровне институтов, научных групп, отдельных ученых.