Разведение лошадей племенных пород в республике давно стало прибыльным бизнесом. В 2003 году в стране даже приняли специальную госпрограмму развития коневодства на семь лет. Теперь кабинет министров намерен разработать новый аналогичный документ. Соответствующее поручение Акылбек Жапаров дал министерству сельского хозяйства КР.
В настоящее время на территории республики функционируют четыре государственных конных завода и один частный, а также два фермерских племенных хозяйства, семь ипподромов и шесть заводских конюшен.
- Коневодство дает ежегодно около шести тысяч тонн экологически чистого мяса, которое экспортируется за рубеж, - пояснил глава департамента пастбищ и племенного животноводства министерства сельского хозяйства КР Жаныбек Керималиев. - Не менее важное направление развития отрасли - производство кумыса из кобыльего молока. В последнее время напиток все чаще используется в медицине для лечения не только туберкулеза легких, но и желудочно-кишечных, костных и ряда других заболеваний. Ежегодно именно на кумысолечение в республику приезжают туристы из более чем 20 стран.
По словам Жаныбека Керималиева, в последнее время спортивное направление коневодства также имеет большие перспективы. Ежегодно кыргызские скакуны принимают участие в различных престижных международных соревнованиях и побеждают в них. Это стимулирует привлечение инвестиций в отрасль.
По мнению большинства коневодов страны, необходимо проработать детали организации состязаний в республике и приглашения для участия в них престижных зарубежных конных клубов. Правда, тут возникает вопрос о месте их проведения. В данный момент состояние некоторых ипподромов нельзя признать даже удовлетворительным. Объекты приватизировали, а новые владельцы не слишком старались вкладывать средства в их развитие.
Более того, при передаче ипподромов в частную собственность правоохранительные органы выявили многочисленные нарушения. Примером тому служит ситуация с единственным в Бишкеке ипподромом "Ак-Кула". После приватизации его состояние ухудшилось, и новые хозяева просто решили разделить объект на земельные участки, которые продали под застройку многоэтажками. Судебный процесс по делу о возвращении ипподрома государству длился несколько лет.