Сообщения о возможной приостановке участия России в нефтяной сделке появились 31 мая в некоторых СМИ. Например, в материале издания The Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщается, что частичное эмбарго Евросоюза на импорт российской нефти оказывает негативное воздействие на возможности нашей страны наращивать добычу и некоторые члены ОПЕК считают это причиной для исключения России из сделки. Проще говоря, в ОПЕК задумываются о том, зачем им нужна Россия, если она будет сокращать добычу в любом случае.
Санкции не обвалили российскую добычу, она снизилась, но сейчас растут поставки в Азию, которые уже превысили экспорт на Запад, отмечает руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. Что касается ОПЕК, то по итогам апреля страны альянса не выбрали свои квоты по росту производства в совокупности на 2,7 млн баррелей в сутки. Да, в этом есть и доля нашего спада (около 1 млн баррелей - прим. "РГ"). Но Россия может и сильно увеличить добычу после вынужденной перестройки логистических цепочек, чего нельзя сказать о большинстве других членов нефтяной сделки. В ОПЕК кроме нас серьезно нарастить производство могут только Саудовская Аравия и ОАЭ. Поэтому нашей стране было бы даже выгодно сейчас выйти из альянса ОПЕК+, чтобы потом спокойно наращивать добычу, не оглядываясь на обязательства перед другими странами, считает Кулагин.
Кроме этого, если представить, что Россия перестанет участвовать в нефтяной сделке, то для других стран ОПЕК это будет серьезной угрозой. Их доля на мировом рынке существенно сократится (приблизительно с 62 до 50% в общем экспорте нефти - прим. "РГ") и соответственно снизится возможность влиять на котировки. Только за счет собственной добычи это будет сделать весьма сложно, отмечает эксперт.
С точки зрения научного руководителя департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Леонида Григорьева, дополнительные потрясения только пришедшему в себя после 2020 года рынку нефти сейчас никому не нужны. Соглашение ОПЕК+ выгодно не только странам-экспортерам, но и всей мировой экономике. Нужна предсказуемость цен, а не новая ценовая война, которая может произойти, если сделка развалится.
Есть очень тонкая грань между надеждами политиков и реальностью, именно поэтому так долго и тяжело согласовывался шестой пакет санкций ЕС против России, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Политики громогласно объявили, что запретят покупать нефть в России и заменят ее сырьем с Ближнего Востока. Но дальше выяснилось, что не так-то просто это сделать.
Россия успеет перестроить логистику поставок нефти в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) быстрее, чем эти введенные санкции начнут реализовываться Европой, считает Пикин. Добыча в России, по его мнению, снизится до уровня 500 млн тонн (в 2021 году - 524 млн тонн - прим "РГ"). А вот решения чиновников Евросоюза обрекают экономики своих стран на дополнительные издержки. До конца года переплата по нефти и газу из-за частичного отказа от поставок из России составит не меньше 0,5 трлн долларов.