Politico: Германия теряет влияние в Европе

В течение многих лет Германия была бесспорным лидером Евросоюза, своего рода "голосом и силой" стран Центральной и Восточной Европы внутри блока, которые обращались к Берлину за покровительством, руководством, а иногда и четкими инструкциями. Часто, когда Брюсселю приходилось "выкручивать" этим государствам руки, именно Германия склоняло руководство ЕС, Польшу, Венгрию или другие страны к компромиссу.

Однако, как отмечают эксперты Politico, ряд недавних событий подорвал авторитет и влияние Германии в Центральной и Восточной Европе, а самое главное, среди европейских лидеров, что, в частности, проявилось во время завершившегося саммита Европейского совета. Во время данной встречи, которая завершилась во вторник, канцлер ФРГ Олаф Шольц, отметили источники, отошел на второй план.

Снижению авторитета Берлина на европейском пространстве способствуют уход в отставку в конце прошлого года многолетнего канцлера Ангелы Меркель, формирование более сложной трехпартийной правящей коалиции в Германии и, особенно, целый ряд непродуманных решений на внешнеполитической арене. Результатом стали, в том числе, большая готовность других европейских стран идти своим путем и, в некоторых случаях, открыто бросать вызов франко-германскому союзу, который долгое время находился в центре власти и принятия решений ЕС, отметили многочисленные собеседники издания из числа европейских официальных лиц.

"Шольц - это настоящая проблема, - сказал в интервью Politico высокопоставленный европейский дипломат. - Он просто меркантильный немец, а не искатель компромиссов, каким была Меркель". По словам источника, Шольца в лучшем случае можно охарактеризовать как "парня из Ecofin", члена Совета по экономическим и финансовым вопросам, состоящего из национальных министров финансов. Этот пост ранее и занимал нынешний немецкий канцлер. Вместе с тем, комментируя данное заявление, представитель немецкого правительства выступил против таких утверждений. Он пояснил, что сам факт критики свидетельствует только о том, что "Германия по-прежнему играет ведущую роль" в достижении компромиссов на уровне ЕС в этот трудный для блока момент.

На этом фоне президент Франции Эмманюэль Макрон получил некоторую похвалу от официальных лиц Центральной и Восточной Европы за то, что уделяет больше внимания данному региону, чем его недавние предшественники. Однако немногие высокопоставленные политики континента считают французского лидера действительно заслуживающим доверия посредником в европейской политике. Отчасти это происходит потому, что французская система отдает предпочтение исполнительной власти, а не парламентскому достижению консенсуса и компромиссу, приоритетных для большинства стран-членов ЕС.