Чем удивил гостей Свияжск в Ночь музеев

Около семи тысяч человек из разных уголков России собрались на "Ночь музеев в Свияжске". Корреспондент "РГ" тоже отправился на остров-град, где пообщался с шарманщиком, послушал песни под гусли и побывал в отреставрированном Ольгинском детском приюте трудолюбия.
Гостей на площади перед Успенским Богородицким монастырем встречал с шарманкой Дмитрий Бикчентаев
Гостей на площади перед Успенским Богородицким монастырем встречал с шарманкой Дмитрий Бикчентаев / Олег Корякин/РГ

Традиционный фестиваль "Ночь музеев" в последние выходные мая провел остров-град Свияжск. Гости съезжались сюда как по Волге - на круизных теплоходах, так и по суше - через дамбу. На площади у стен Свияжского Успенского Богородицкого монастыря посетителей встречал с шарманкой известный коллекционер музыкальных инструментов казанский бард Дмитрий Бикчентаев.

- Шарманка - уходящая натура. В России их вообще не делают, - рассказывает музыкант. - Свои, а у меня в коллекции их три штуки, я заказывал в Америке, у единственного на все США мастера Анатолия Зая-Рузо. Вот, например, сейчас я играю на шарманке, которой семь лет. Работает она на перфокартах, где набиты три мелодии. Каждая по восемь минут. Я покупал их у английского аранжировщика для шарманок.

Поскольку музыка проигрывается автоматически, главное для шарманщика, по словам Дмитрия Бикчентаева, это умение общаться с людьми. Но и в самом механизме он тоже должен разбираться, ведь инструмент часто ломается.

Тем временем в Музее археологического дерева "Татарская слободка" выступал воспитанник барда молодой незрячий музыкант Владимир Ненастин. Дело в том, что Дмитрий Бикчентаев много лет обучает игре на гитаре и на других инструментах детей с инвалидностью по зрению. Он даже основал с ними группу "НеЗаМи", где Владимир Ненастин гитарист. Но в Свияжске артист решил сыграть на гуслях. Этот инструмент он освоил еще в десятилетнем возрасте. А первый урок ему дал мэтр русского фолка этнограф Сергей Старостин.

- Это было в Москве, в Академии хорового искусства, - вспоминает Володя Ненастин. - Я очень хотел научиться играть на гитаре, но мне для начала порекомендовали гусли - как струнно-щипковый инструмент.

Впоследствии мальчику довелось выступать с Сергеем Старостиным на одной сцене в Концертном зале имени Чайковского. В Свияжске музыкант исполнил древние русские песни и былины, которые очень органично звучали в музейном пространстве.

Впервые распахнул свои двери для посетителей Свияжский Ольгинский детский приют трудолюбия. Пока еще музей в процессе создания, но здесь уже есть на что посмотреть. Экскурсию по зданию 19-го века провела научный секретарь музея-заповедника "Остров-град Свияжск" Римма Идрисова.

Она пояснила, что Ольгинские приюты в Российской империи учредили в честь рождения у Николая II и Александры Федоровны первенца - великой княжны Ольги. Принимали сюда "круглых сирот без различия вероисповедания и сословия, но способных к работе по здоровью". Воспитанников обучали ремеслам, готовили к самостоятельной жизни.

Детализированный макет позволил познакомиться с укладом жизни Свияжского Ольгинского детского приюта трудолюбия. Фото: Олег Корякин/РГ

В Свияжске Ольгинский детский приют открыли в 1899 году. Двухэтажный дом с мезонином для него пожертвовал купец и городской глава Василий Каменев. Мальчиков здесь обучали переплетному делу, а девочки шили чулки.

Великолепный макет здания позволяет в деталях познакомиться с бытом и укладом жизни в приюте. Художники воссоздали все вплоть до мелочей. Здесь представлены посуда, утюги, учебники и даже миниатюрные букеты из засушенных целебных трав и банные веники, висящие на чердаке. После революции приют превратили в Детский дом №1. Он просуществовал до 1955 года.

Завершилась "Ночь музеев" концертом на уличной сцене у "Ленивого торжка". Здесь выступили фолк-дуэт из Архангельска "Кокора" и казанский ВИА "Волга-Волга". А для самых неутомимых уже в одиннадцатом часу ночи провели экскурсию "Тайны Свияжска". Гости прошлись по тихим улочкам.