01.06.2022 03:03
    Поделиться

    Регионы смогут заключать концессионные соглашения без конкурса

    Минэкономразвития предложило дать регионам право заключать концессионные соглашения (форма государственно-частного партнерства, когда коммерческая структура получает право строительства или реконструкции госсобственности и потом получает часть прибыли) с инвесторами без конкурса. Кроме того, стороны соглашений, заключенных до 1 марта 2022 года, смогут менять их условия без согласования с Федеральной антимонопольной службой. Предполагается, что новые правила будут действовать до конца 2022 года.

    Разработанные законопроекты (есть в распоряжении "РГ") содержат ряд оговорок. Так, конкурсы останутся обязательными по объектам тепло- и водоснабжения, водоотведения, а также в сфере транспортной инфраструктуры. Согласование со стороны ФАС потребуется при изменении условия соглашений по объектам ЖКХ и переработке мусора.

    Еще одно важное условие - пересмотр условий контракта не должен приводить к изменению целевого назначения объекта концессии или снижению объема инвестиций.

    Первый замглавы минэкономразвития Илья Торосов назвал возможность заключения концессий вне конкурса "временной, но крайне актуальной мерой". "Это реакция на изменившиеся условия, которые могут тормозить развитие института. При этом правительством будут даны четкие критерии регионам, когда такую схему можно применять", - пояснил чиновник "РГ".

    Концессионные соглашения заключаются для привлечения частных инвестиций в отрасли, которые обычно контролирует государство. Смысл концессий в том, что государство (концедент) получает эффективное управление объектом, а инвестор (концессионер) - возможность заработать на его эксплуатации.

    Старший преподаватель департамента правового регулирования бизнеса НИУ ВШЭ Александр Карпов предупреждает о рисках внеконкурсного отбора концессионеров. Сейчас наиболее популярным способом заключения соглашений в формате частной концессионной инициативы является публичное размещение предложения инвестора, после чего все заинтересованные лица могут направить альтернативные заявки и "перейти в конкурс". Тем самым государство получает альтернативную точку зрения на проект и в итоге - лучшие условия. "Главным риском при определении концессионера без конкурса является неполучение для государства лучших условий реализации проекта, недостижение принципа соотношения цены и качества", - отмечает экономист.

    Карпов также обратил внимание, что новые правила полностью лишают ФАС контрольной функции: "Фактически остается лишь контроль со стороны минэкономразвития на этапе реализации проекта. Качество надзора будет различаться и сильно зависеть от компетенции исполнительных органов соответствующего концедента, пропорционально снижаясь на субъектовом и муниципальном уровнях".

    Старший управляющий директор АНО "Национальный центр государственно-частного партнерства" Максим Ткаченко, признавая риск менее выгодных условий для государства, отмечает, что подобные опасения характерны в условиях, когда существует несколько конкурирующих предложений. "На практике многие концессионные конкурсы заканчиваются заключением соглашений с единственным участником, то есть государство теряет время ради формального соблюдения требований законодательства о конкуренции", - пояснил эксперт.

    По его словам, ФАС и другие контрольно-надзорные органы продолжат осуществлять контроль за заключенными соглашениями в общем порядке, так как поправки не предполагают изменения их полномочий. "Возможно, органам финансового контроля потребуется доработать механизмы оценки бюджетной эффективности концессий, заключаемых без конкурса, если такое явление будет массовым", - допускает Ткаченко.

    По данным платформы "Росинфра", в 2021 году в регионах было заключено 60 концессионных соглашений на 182 млрд рублей, а за пять месяцев 2022 года - уже 14 концессий на 129,1 млрд рублей (без учета объектов ЖКХ и общественного транспорта).

    Среди наиболее ярких примеров подобного государственно-частного партнерства в 2021 году Ткаченко назвал концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию автодороги "Алексеевское - Альметьевск" в составе платной автодороги "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" в Татарстане (на 83,7 млрд рублей), соглашение о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации универсального спортивного комплекса с искусственным льдом в Нижнем Новгороде (на 16,1 млрд рублей) и проект по обращению с ТКО в Магаданской области (на 5,7 млрд рублей).

    В АНО "Национальный центр государственно-частного партнерства" прогнозируют, что до конца года будет заключено не менее 50 региональных концессий (без учета ЖКХ и общественного транспорта). Новые правила позволят сократить сроки запуска проектов на два-пять месяцев, считают эксперты.

    Поделиться