Пограничные споры Киргизии и Таджикистана можно решить с помощью РФ

Должна ли ОДКБ играть более значимую роль в разрешении разногласий между участниками организации, в частности в случающихся приграничных конфликтах между Киргизией и Таджикистаном? На этот и другие вопросы ответы искали эксперты дискуссионного клуба "Пикир" - политологи, общественные деятели и высокопоставленные чиновники.
Гулянье на церемонии открытия одного из пропускных пунктов на киргизско-узбекской границе.
Гулянье на церемонии открытия одного из пропускных пунктов на киргизско-узбекской границе. / kabar.kg

Никита Мендкович, глава Евразийского аналитического клуба (Россия):

- Россия и ОДКБ не раз предлагали помочь в разрешении пограничных споров между Киргизией и Таджикистаном (РТ). Но это возможно только с согласия одной из сторон, в идеале - обеих. Однако его получено не было. Тем не менее данный спор необходимо решать на базе архивов. Они находятся в Москве, а Россия могла бы выступить модератором, предоставив необходимые документы. В течение 2020 года МИД РФ дважды озвучивал это предложение.

Хорошим вариантом могла бы стать мониторинговая миссия российских пограничников в проблемном регионе. Их присутствие могло бы не только уменьшить вероятность возникновения новых конфликтов, но и улучшить криминогенную обстановку. Особенно это касается контрабандных потоков. Но Киргизия и Таджикистан не согласны и на такой вариант.

Марат Иманкулов, секретарь Совета безопасности КР:

- Во внешней политике наша республика следует Договору о коллективной безопасности, который был подписан в мае 1992 года. В одной из статей документа говорится: "Государства-участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы в межгосударственных отношениях. Они обязуются разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами". Этого принципа мы и придерживаемся.

У нас вопросы с делимитацией и демаркацией границ решены с Китайской Народной Республикой, с Казахстаном, на 85 процентов с Узбекистаном. Основные проблемы у нас сейчас с Таджикистаном. Приграничные споры с ним начались несколько лет назад. Причинами могут быть разные факторы. Последний конфликт, например, случился из-за провокации: местные жители перекрыли дорогу, начались словесная перепалка, бросание друг в друга камнями, пограничники хотели людей разнять, кто-то сделал предупредительный выстрел, последовал встречный - и пошло-поехало... На мой взгляд, подобные разногласия не должны становится основанием для вооруженных конфликтов.

Там очень сложная линия границы, проведенная еще во времена Советского Союза, - по огородам, по дворам. Говорят, мы не хотим решать этот вопрос. Хотим! У президента Садыра Жапарова, у правительства есть для этого политическая воля и решимость. В прошлом году в апреле после серьезной перестрелки в Баткенской области глава КР первым полетел в Душанбе, невзирая на то, что киргизстанцы могли неправильно его понять после такой трагедии. Поехал он с одной лишь целью - договориться с руководством соседней республики и скорее прийти к компромиссу. Таджикистан для нас не является враждебной страной. Мы тысячелетиями живем в одном регионе. Мы соседи, братские государства.

Сегодня некоторые задаются вопросом: почему ОДКБ не реагирует? Но ведь правильно делает. Устав организации не предусматривает вмешательство во внутренние вопросы, которые государства должны решать сами между собой. И Россия - наш стратегический партнер - тоже правильно поступает. Да, в январе в Казахстан ввели миротворческие силы по просьбе руководства страны, но военнослужащие не участвовали в урегулировании конфликта, а только охраняли стратегические объекты и свою миссию выполнили прекрасно.

Говорят, что мы не согласны на посредничество России? Да, потому что, считаю, приграничные споры с Таджикистаном мы можем разрешить самостоятельно. Не вижу, чтобы та или иная сторона специально держала курс на конфронтацию. Сейчас нет необходимости подключать ОДКБ к переговорам по делимитации и демаркации госграницы.

Таалайбек Джумадылов, эксперт по вопросам национальной безопасности:

- Если случаются пограничные конфликты, значит, это кому-то нужно. Поэтому нам необходим серьезный экспертный анализ причин. Думаю, сегодняшние проблемы носят, скорее, искусственный характер. Не секрет, что на стыке границ имеют свои интересы "акулы" организованной транснациональной преступности. Они занимаются контрабандой наркотиков, горюче-смазочных материалов, продовольствия и различных товаров.

Что касается возможности использования ОДКБ для решения этих конфликтов, то нужно четко понимать, для чего создавалась организация. Главная ее цель - совместная оборона, если одно из государств-участников договора подвергнется вооруженной агрессии. Формат ОДКБ исключает вооруженные конфликты между ее членами. Этот вопрос не подлежит обсуждению, потому что противоречит духу и самому названию договора о коллективной безопасности.

Как ни крути, когда-то мы жили в одном цивилизационном, культурном, образовательном пространстве. Это должно нам помочь прийти к общему знаменателю. Нужно четко заявить на высшем политическом уровне, что военных способов решения пограничных споров нет.

Аман Салиев, директор Института стратегического анализа и прогноза при Киргизско-Российском Славянском университете:

- Полагаю, что конфликты на границе с Таджикистаном действительно в значительной мере связаны не с политикой, а с экономикой. А если говорить откровенно, то с контрабандой.

Объективная реальность такова, что мы обречены на сотрудничество с соседями - и с Казахстаном, и с Таджикистаном, и с Россией, и с Китаем. Противники, к примеру, того же ЕАЭС объективно ничего другого предложить не могут. Но есть люди, которые это категорически не понимают и отказываются принимать. Хотя необходимо осознать, что проблемы с соседями - взять, в частности, те же инциденты на границе с Таджикистаном - военным путем в принципе решить невозможно вообще. Захват какого-нибудь спорного участка с помощью оружия лишь выведет противоречия на совершенно другой уровень.

Нужно ли привлекать для решения этой проблемы ОДКБ? Убежден, что нет. Спор с соседями мы должны разрешить сами. Непосредственную ответственность за ситуацию несем мы сами, наши государства. Арбитр может быть привлечен только в том случае, если стороны сами договориться не способны.

Кубанычбек Таабалдиев, политический аналитик:

- Попытки рассмотреть погранвопросы на основе архивных документов упираются в одно - исторические данные не стыкуются с видением ситуации политическими кругами. Процесс пойдет, как только появится добрая воля. На мой взгляд, стороны нужно подтолкнуть к компромиссу, к золотой середине. И в этом должны быть заинтересованы не только страны, участвующие в споре, но и близкие им государства, а также ШОС и ОДКБ, поскольку события в той или иной стране Центральной Азии влияют на общую ситуацию в регионе.

Если же говорить о странах, которые могли бы оказать влияние на решение пограничных споров между Киргизстаном и Таджикистаном, то можно назвать Узбекистан и Россию. РФ обладает большими возможностями и авторитетом в Центральной Азии. Узбекистан, в свою очередь, сам имеет бесценный опыт решения сложных вопросов с соседями и пользуется уважением как у Таджикистана, так и у Киргизстана.