Ваш выход
Как-то в русско-туземную школу города Оша пришли четверо молодых людей. Один из них - Балтыходжа Султанов - был сыном местного муллы, другой - Журахон Зайнобиддинов - оказался сыном писаря алайской царицы Курманжан Датки. Третьего звали Рахмонберди Мадазимов, и он был наследником знатного мусульманского улема (правоведа и богослова. - Прим. ред.) Мухаммадазима. О происхождении четвертого юноши - Бекназара Назарова - сегодня ничего не известно.
Парни обратились к преподавателям школы с необычной просьбой - помочь им организовать театральный кружок. Предложение удивило педагогов, но отказывать молодым людям они не стали. Работа закипела. Совместными усилиями написали сценарий. Первую пьесу решили назвать "Лекарь из Туркестана". Потом были многочисленные репетиции, подготовка костюмов. И вот настал день премьеры. Ее решено было провести в Узгене.
Июньским днем 1914 года на базаре этого города появились люди, которые расклеивали на стенах необычные плакаты. Это были первые увиденные местными жителями театральные афиши. Зазывалы приглашали торговый люд посмотреть забавную историю, рассказывающую о приключениях знахаря, попавшего в нелепое положение.
Первая постановка, как выяснилось после, могла оказаться и последней. Дело в том, что против нее выступило местное духовенство, назвав спектакль лицедейством. И все же, несмотря на угрозу разогнать труппу, ее актеры решили продолжить начатое.
Революционный держите шаг
С приходом советской власти свободы для творчества и возможностей стало больше. Труппе даже выделили для работы специальное здание. Затем, уже в 1929 году, специальным постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в Оше был открыт музыкально-драматический театр, и с этого периода началась профессионализация актеров и режиссеров. Все постановки того времени носили идеологический характер. Их целью было изменение устоев привычной жизни, взглядов людей, их отношений между собой. Не всем такие перемены пришлись по душе. В первые годы существования театра были убиты две актрисы... После очередной попытки покушения - на сей раз четырем артистам хотели показательно выколоть глаза - труппе предоставили вооруженную охрану.
Труппа побывала во всех районах Ошского уезда. Причем не только с целью популяризировать театральное искусство. Вместе с реквизитом театра артисты незаметно перевозили оружие через районы, где орудовали банды басмачей, и таким образом снабжали красноармейцев оружием и боеприпасами. Чтобы отвести глаза противнику, повозку со скарбом украшали, а оружие прятали под одеялами. Рахмонберди Мадазимов гримировался под исламского проповедника, а его коллеги - под учеников. Басмачи, которым встречалась загримированная труппа, относились к ее участникам с почтением и выделяли охрану, не подозревая, что перед ними не духовные лица, а актеры.
Жизнь отцов-основателей первого театра в Оше сложилась по-разному. Журахон Зайнобиддинов стал первым начальником местного управления образования. В 1962 году он передал Ошскому краеведческому музею рукопись с воспоминаниями об Алымбеке Датке и его супруге Курманжан Датке. Балтыходжа Султанов возглавил местный отдел милиции. Рахмонберди Мадазимов остался верным сцене до конца дней. Он создал еще одну труппу - на базе концертной бригады при Революционном совете Туркестанского фронта уже с профессиональными актерами. Два его сына - Уринбай и Журахан Рахмоновы - продолжили дело отца, отдав всю свою жизнь театральной сцене в Оше. И только о судьбе Бекназара Назарова почти ничего не известно.
На большую сцену
В 1934 году коллектив театра впервые выехал на большие гастроли - в Ленинград и Москву. Российскому зрителю показали постановки "Фархад и Ширин", "Лейла и Маджнун" и другие пьесы, в красивых восточных традициях. По окончании гастролей артистов лично принял первый секретарь Ленинградского обкома партии Сергей Миронович Киров.
Позже Уринбай Рахмонов в интервью журналу "Театральная жизнь" расскажет о той памятной встрече. "Человек такого политического масштаба оказался очень простым в общении, - вспоминал он. - Казалось, что мы с ним были давно знакомы, хоть виделись впервые. Он тонко прочувствовал нашу культуру. Интересовался всем, что происходит на нашей родине, и это нам было очень приятно. Сергей Миронович пообещал, что обязательно побывает в Оше и придет к нам на спектакль".
Увы, до Южной Киргизии Киров не доехал. В 1936 году Сергей Миронович был убит. Это известие стало шоком для артистов. На траурном собрании они решили обратиться к руководству республики с просьбой присвоить театру имя Сергея Кирова.
В 1939 году у ошских актеров состоялась еще одна знаменательная встреча. В Кремле их принял Михаил Калинин. "Всесоюзный староста", как порой называли за глаза видного государственного деятеля, высоко оценил труд артистов.
Кстати
С началом Великой Отечественной войны многие артисты ошского театра добровольно ушли на фронт. Среди них был и Уринбай Рахмонов. В 1942 году он был тяжело ранен, а затем демобилизован.
Уринбай Рахмонов вернулся в родной Ош - в театр, созданный отцом. Под его руководством позже в нем будут поставлены пьесы "Буран", "Смерть оккупантам!", "Курбан Умаров", "Песня жизни", "Пограничники", "Фронт" и многие другие. С этим репертуаром артисты театра гастролировали по фронтам.