01.06.2022 18:33
    Поделиться

    Цены на авиабилеты в России временно снизились. Но ненадолго, считают в отрасли

    Авиаперелеты по России в целом дешевеют, но это не позволяет заметно нарастить объемы перевозок. Заработать авиакомпании стараются за счет повышения цен на отдельных маршрутах. Между тем рост издержек в итоге приведет к общему повышению стоимости авиаперевозки, считают в отрасли.
    Затраты авиакомпаний на доставку запчастей будут расти, издержки подтолкнут вверх цены на билеты.
    Затраты авиакомпаний на доставку запчастей будут расти, издержки подтолкнут вверх цены на билеты. / Лилия Злаказова

    Например, авиаперелет Москва - Сочи экономклассом в июне стоит от 4,2 тыс. рублей в одну сторону на человека. По данным Aviasales, средний чек уже купленных билетов в Сочи в обе стороны составил 14,3 тыс. рублей на человека. По минимальным ценам продаются билеты на самые неудобные рейсы, потому в итоге стоимость реальной покупки оказывается выше. Перелет в Санкт-Петербург из Москвы обходится в среднем в 10,2 тыс. рублей на человека в обе стороны, в Калининград - 10 тыс. рублей, в Новосибирск - 13,8 тыс. рублей. Из Казани в Москву в одну сторону в июне можно улететь за 3,8 тыс. рублей, а из Санкт-Петербурга в Сочи - за 7,3 тыс. рублей.

    Этим летом средний чек за авиабилеты составил 12 тыс. рублей в обе стороны. По сравнению с прошлым годом стоимость снизилась на 3%. Более того, авиаперелеты в целом подешевели даже по сравнению с 2019 годом.

    По данным OneTwoTrip, билеты на лето в Москву в среднем подешевели с 5,8 тыс. рублей за одного человека в одну сторону в 2019 году до 5,6 тыс. рублей в этом году. Стоимость перелета в Санкт-Петербург снизилась с 6,9 тыс. рублей до 6 тыс. рублей, в Минеральные Воды - с 6,2 тыс. рублей до 5,9 тыс. рублей, в Уфу - с 6,6 тыс. рублей до 5,9 тыс. рублей. По данным Росавиации, цены на авиабилеты в мае остались в целом на прежнем уровне.

    Но есть нюансы. На рынок пока еще давит невысокий спрос и избыток самолетов, которые раньше летали за рубеж. Закрытие многих зарубежных направлений не привело к взрывному росту спроса на перелеты по стране. Некоторые авиаперевозчики даже провели распродажи, дополнительно снизив цены на билеты, указывают в Росавиации.

    Ведомство с марта 2022 года перестало публиковать данные об объемах авиаперевозки пассажиров. Но согласно обнародованным данным группы "Аэрофлот", в марте 2022 года общий объем ее перевозок составил 2,2 млн пассажиров и снизился на 20,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. На внутренних линиях снижение составило 15,7%. В частности, входящая в группу авиакомпания "Победа" перевезла в марте 910,9 тыс. пассажиров, что на 7,3% ниже марта 2021 года. На 17,7% снизила показатели авиакомпания "Россия".

    Перелеты по России в целом подешевели на 5-7% к 2019 году благодаря недорогому топливу и невысокому спросу

    Так что, с учетом падения объемов пассажирских перевозок повышать стоимость всех авиабилетов невозможно. Но изыскивать ресурсы для покрытия издержек авиакомпаниям все же необходимо. Сэкономить можно на обслуживании. Например, питание на многих рейсах уже переведено в разряд дополнительных услуг. Кроме того, повышается стоимость авиабилетов на отдельных направлениях. Например, перелеты в Сочи с 2019 года подорожали в среднем с 7,3 тыс. рублей на 7,8 тыс. рублей за одного человека в одну сторону, то есть на 7%, в Екатеринбург - на 6% и сейчас стоят 6,7 тыс. рублей в одну сторону.

    Можно также повышать стоимость авиабилетов бизнес-класса. Хотя большой прибыли это не даст. По данным Aviasales, доля билетов бизнес-класса составляет в среднем 0,1% от общего числа бронирований. При этом билет из Москвы в Сочи бизнес-классом сейчас стоит в среднем 62,4 тыс. рублей на человека в одну сторону, а в Санкт-Петербург - 52,4 тыс. рублей. Но и в этом случае все зависит от спроса и конкуренции. Бизнес-класс востребован деловым сегментом, а общий экономический фон не способствует росту деловой активности и спроса на перелеты бизнес-классом, говорит эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

    Пока часть авиакомпаний не платит лизинговые платежи за воздушные суда иностранным лизингодателям. Кроме того, существенную поддержку оказывают снижение спроса на топливо и механизм демпфера. "Топливо авиакомпаниям сейчас обходится недорого", - отмечает эксперт. Так что пока ситуация у авиакомпаний сравнительно благополучная, перевозчики в целом могут позволить себе не повышать цены, говорит он. Но те авиакомпании, у кого велики издержки, повышают стоимость билетов, также растут цены на отдельных направлениях.

    В дальнейшем увеличатся расходы на поставку запчастей, говорит Борисов. За лизинг также придется платить. В апреле правительство утвердило временные правила расчетов за лизинг иностранных самолетов в рублях. По данным газеты "Ведомости", 10 российских авиакомпаний уже открыли в банках рублевые счета типа "С". Все это будет толкать цены на авиабилеты вверх.

    Тем временем

    Открыть магазины беспошлинной торговли для пассажиров внутренних рейсов вряд ли получится. Как пояснили "РГ" в Федеральной таможенной службе, это создаст отдельный канал реализации товаров внутри Евразийского союза без уплаты таможенных пошлин и налогов, что "повлечет за собой потери федерального бюджета, а также создаст неравные условия ведения хозяйственной деятельности". Ранее, как сообщило издание РБК, владельцы аэропортов попросили разрешить им открыть магазины duty free на внутренних рейсах, чтобы повысить выручку в условиях снижения пассажиропотока.

    Поделиться