- До 2023 года произойдет изменение пропорций в соотношении программ бакалавриата, магистратуры и специалитета, - сказал министр. - Количество программ специалитета вырастет, а программ бакалавриата и магистратуры станет меньше, в том числе, за счет их укрупнения. Здесь должен быть разумный баланс.
Валерий Фальков отметил, что за последние 6 лет число программ специалитета в России сократилось в два раза - с 27 процентов до 13-ти, хотя запрос на подготовку именно специалистов по-прежнему достаточно высок.
Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий считает, что будущее российского образования должно опираться на лучшие традиции отечественного образования и в то же время на тот позитивный опыт, который наработан за 20 лет.
- Надо расширить практику обучения по программам специалитета для отраслей экономики, имеющих общественное государственное значение, - сказал ректор МГУ. - Нужно обсудить вопрос о сохранении двухуровневой системы образования для отдельных областей образования. Главное, чтобы наша система образования отвечала современным требованиям развития науки и технологий, могла реагировать на новые вызовы.
Высказались и другие ректоры.
Петр Глыбочко,
ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова:
- Медицинские вузы смогли сохранить систему специалитета, и это было правильное решение. Например, перед нами стояла задача подготовить программы слияния лечебного факультета с педиатрическим, как это происходит во всех европейских странах. Тогда, в 2003 году, мы смогли сохранить научные школы по педиатрии. Брали плюсы из советской системы медицинского образования и из Болонской системы. Сегодня в медвузах всего одно направление бакалавриата - это высшее сестринское дело.
Отмечу: равновесного участия наших вузов в едином образовательном пространстве Европейского Союза не произошло. Выход России из Болонской системы должен сопровождаться определенной реформой. И это не может произойти одномоментно.
Анатолий Торкунов,
ректор МГИМО:
- Надо бы поумерить горячность, которую мы проявляем вокруг Болонской системы. Прежде всего, это не система, а декларация, документ необязательный. Речь не идет о восстановлении национальной системы - она никогда и не разрушалась. Наше законодательство и раньше позволяло университетам придерживаться модели специалитета, что многие и делали. Мы и дальше будем следовать путем развития национальной школы высшего образования.
Никита Анисимов,
ректор ВШЭ:
- Что такое "Болонская система"? На самом деле это жаргонизм, а официально термин звучит так: "Зона общеевропейского высшего образования". И мы сейчас в этой зоне, таком "образовательном Евровидении". Хотим ли мы участвовать в этом?
Нужно позиционировать себя как самостоятельную образовательную систему, а не как часть какой-то другой. Единая российская образовательная система. При этом нужно учитывать опыт и советской, и общеевропейской образовательных систем, где были и плюсы, и минусы.
Но при этом наша образовательная система должна быть понятна иностранным талантам. Мы должны быть включены в глобальную систему знаний, потому что выпадать из нее совершенно недопустимо.