02.06.2022 22:54
    Поделиться

    Фальков: До 2023 года число программ бакалавриата и магистратуры уменьшится, специалитета станет больше

    В Москве прошло расширенное заседание Совета Российского Союза ректоров. Главный вопрос на повестке - какой быть российской системе высшего образования. Министр, академики, ректоры - всем было что сказать. Суть изложил глава министерства науки и высшего образования Валерий Фальков: не смотря на отказ от некоторых особенностей болонской системы, которая действовала в России последние два десятка лет, и бакалавриат, и магистратура в системе высшего образования останутся. Но изменится соотношение программ.
    Владимир Астапкович / РИА Новости

    - До 2023 года произойдет изменение пропорций в соотношении программ бакалавриата, магистратуры и специалитета, - сказал министр. - Количество программ специалитета вырастет, а программ бакалавриата и магистратуры станет меньше, в том числе, за счет их укрупнения. Здесь должен быть разумный баланс.

    Валерий Фальков отметил, что за последние 6 лет число программ специалитета в России сократилось в два раза - с 27 процентов до 13-ти, хотя запрос на подготовку именно специалистов по-прежнему достаточно высок.

    Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий считает, что будущее российского образования должно опираться на лучшие традиции отечественного образования и в то же время на тот позитивный опыт, который наработан за 20 лет.

    - Надо расширить практику обучения по программам специалитета для отраслей экономики, имеющих общественное государственное значение, - сказал ректор МГУ. - Нужно обсудить вопрос о сохранении двухуровневой системы образования для отдельных областей образования. Главное, чтобы наша система образования отвечала современным требованиям развития науки и технологий, могла реагировать на новые вызовы.

    Высказались и другие ректоры.

    Петр Глыбочко,

    ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова:

    - Медицинские вузы смогли сохранить систему специалитета, и это было правильное решение. Например, перед нами стояла задача подготовить программы слияния лечебного факультета с педиатрическим, как это происходит во всех европейских странах. Тогда, в 2003 году, мы смогли сохранить научные школы по педиатрии. Брали плюсы из советской системы медицинского образования и из Болонской системы. Сегодня в медвузах всего одно направление бакалавриата - это высшее сестринское дело.

    Отмечу: равновесного участия наших вузов в едином образовательном пространстве Европейского Союза не произошло. Выход России из Болонской системы должен сопровождаться определенной реформой. И это не может произойти одномоментно.

    Анатолий Торкунов,

    ректор МГИМО:

    - Надо бы поумерить горячность, которую мы проявляем вокруг Болонской системы. Прежде всего, это не система, а декларация, документ необязательный. Речь не идет о восстановлении национальной системы - она никогда и не разрушалась. Наше законодательство и раньше позволяло университетам придерживаться модели специалитета, что многие и делали. Мы и дальше будем следовать путем развития национальной школы высшего образования.

    Никита Анисимов,

    ректор ВШЭ:

    - Что такое "Болонская система"? На самом деле это жаргонизм, а официально термин звучит так: "Зона общеевропейского высшего образования". И мы сейчас в этой зоне, таком "образовательном Евровидении". Хотим ли мы участвовать в этом?

    Нужно позиционировать себя как самостоятельную образовательную систему, а не как часть какой-то другой. Единая российская образовательная система. При этом нужно учитывать опыт и советской, и общеевропейской образовательных систем, где были и плюсы, и минусы.

    Но при этом наша образовательная система должна быть понятна иностранным талантам. Мы должны быть включены в глобальную систему знаний, потому что выпадать из нее совершенно недопустимо.

    Поделиться