По словам Штрак-Циммерман, бундесвер уже давно готовится к ведению масштабных боевых действий в Европе и защите непосредственно территории страны. Эти задачи перед немецкой армией были поставлены еще в 2016 году в новом издании так называемой "Белой книги", представляющей собой концептуальную основу немецкой оборонной политики. Двумя годами позже они были конкретизированы в подготовленном минобороны документе под названием "Спектр боевого применения бундесвера". Тогда же было принято решение о формировании трех новых пехотных дивизий, предназначенных для участия в конфликтах высокой интенсивности и располагающих всем необходимым для этого вооружением.
После окончания "холодной войны" армия объединенной уже Германии была перенацелена исключительно на участие в различного рода зарубежных экспедиционных операциях. Теперь же бундесвер, по сути, начал возвращаться к тем задачам, которые он выполнял, находясь на переднем крае противостояния двух сверхдержав. Для Германии все это уже само по себе означало серьезные перемены, однако кроме военных их мало кто заметил. Общество по-прежнему оставалось глубоко пацифистским, а политики, говоря словами Штрак-Циммерман, следовали "примиренческому курсу" в отношениях с Россией. Однако теперь, как считает глава оборонного комитета, немецкие парламент и правительство, которым подчинена армия, должны кардинально изменить свою позицию - для того чтобы понять потребности бундесвера и довести его боеспособность до необходимого уровня.
"Чтобы действовать с позиции бундесвера, нам необходим - хотя это и звучит воинственно - образ врага. Нам нужен образ возможного врага, который хочет уничтожить нашу свободу и демократию. Это как раз то, что мы сейчас видим", - заявила Штрак-Циммерман в интервью изданию RND. Подобные высказывания в Германии в последнее время не являются редкостью. Пару недель назад, например, корреспондент телерадиоканала MDR Тим Херден также писал, что для серьезных изменений в оборонной политике необходимо прежде всего изменить отношение общества к армии и ее задачам, отказавшись от прежнего пацифизма. При этом в качестве примера такого пацифизма Херден приводил историю из жизни своего сына, который не мог найти себе комнату в Берлине - как только его будущие соседи-студенты узнавали, что тот после школы прошел службу в армии, ему сразу же отказывали.
Еще недавно подобные истории для Германии были действительно вполне типичны. Немецкое общество никогда не испытывало особо теплых чувств, тем более гордости по поводу своей армии - в лучшем случае это было безразличие. В последние три месяца настроения, конечно, изменились. Согласно результатам проведенного изданием Business Insider опроса, почти треть жителей Германии стали лучше относиться к бундесверу после начала конфликта на Украине, но при этом у 18 процентов, среди которых в основном представители молодежи, отношение к армии ухудшилось. Многие пересмотрели свое отношение и к пацифизму, и к поставкам оружия в конфликтные регионы, но коренного психологического перелома не произошло - общественное мнение в Германии сейчас как минимум расколото пополам.
Кроме того, немцев начинают все больше волновать проблемы в экономике, а не вопросы военного строительства. На днях министр иностранных дел Анналена Бербок с обеспокоенностью заявила, что у населения западных стран наступает "усталость от войны", которую надо как-то предотвратить и не допустить переключения общественного внимания на другие темы. Бербок отметила, что эта усталость не в последнюю очередь связана и с текущим ростом цен, однако, по мнению министра, необходимо продолжать держаться выбранного курса и оказывать поддержку Украине. "Зеленые", в число лидеров которых входит глава МИД Германии, сейчас выступают в роли главных "ястребов" на немецкой политической сцене. Не в последнюю очередь это связано с настроениями в электорате партии - большинство ее сторонников поддерживают продолжение конфликта и жесткий курс в отношении Москвы. Причина, как отмечают некоторые немецкие СМИ, заключается в том, что избиратели "Зеленых" - это в основном обеспеченные люди, и они пока не ощущают серьезных экономических проблем. Примерно такая же картина наблюдается и в электорате СвДП, членом которой является Штрак-Циммерман. В то же время среди сторонников руководящей правительством СДПГ настроения совсем иные - там, например, большинство выступает против поставок оружия Украине.
Немецкие политики и СМИ, конечно, продолжат нагнетать воинственные настроения, пытаясь окончательно переломить взгляды общества в сторону милитаризации. Однако эти усилия могут не увенчаться успехом. Немецкий пацифизм уже становится экономическим, а это существенно более серьезная основа для антивоенных настроений, чем прежний идеализм.